
Сегодня потребность в онлайн-сервисах не только сохранилась - она значительно выросла. Оказалось, что дистанционные встречи, занятия и переговоры делают образовательный процесс гибким, а получение знаний доступным буквально в любом уголке страны. В результате за последние четыре года в России сформировался обширный рынок цифровых решений, способный выполнить любую задачу: от проведения школьных уроков до масштабных научных конференций.
Быстрый рост отечественного сектора онлайн-коммуникаций пришелся на годы после пандемии. Появились платформы, полностью отвечающие требованиям наших школ, вузов, частных центров и бизнеса: по безопасности, качеству связи и функционалу. Все чаще руководители образовательных учреждений выбирают именно российские сервисы, и не только лишь по причине технологического суверенитета - простота использования, интеграция со знакомыми электронными журналами и другими системами делают их конкурентоспособными по всем ключевым параметрам.
По словам директора МТС в Ставропольском крае Святослава Кошурникова, за последние годы к удаленной работе активно подключаются и крупные университеты, и даже частные репетиторы с небольшим числом учеников.
- К примеру, треть всех пользователей отечественной платформы для коммуникаций и совместной работы "МТС Линк" на Ставрополье работают в отрасли образования. Это связано как с уходом зарубежных сервисов для коммуникаций, так и с позитивным пользовательским опытом. Удачные примеры внедрения платформы в образовательные процессы побуждают и других представителей сферы обратить внимание на отечественное решение и начать его использовать, - рассказал Святослав Кошурников.
По данным компании, с начала этого учебного года количество проведенных встреч и вебинаров на платформе выросло в два с половиной раза. Больше всего удаленных лекций и встреч прошло в октябре. Также выросло использование ИИ-инструментов. Если в прошлом учебном году автоматическую расшифровку, ИИ-помощника или саммари встречи в образовании использовали очень редко, то в начале нынешнего учебного года к ним прибегали в 20 раз чаще.
Своим опытом работы с отечественной платформой поделилась директор частной школы "Эрудит" в Ставрополе Ольга Щеголева. Центр дополнительного образования работает уже 14 лет и специализируется на подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, репетиторстве и языковых программах. Решение о переходе на дистанционный формат продиктовала не только пандемия, но и необходимость расширить доступ к услугам для учеников из других регионов.
- Форматы занятий мы стали совмещать: и очные, и дистанционные. К нам обращаются дети не только из Ставрополя и края, но и из других городов - Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Астрахани. С теми, кто не может взаимодействовать очно, мы работаем в онлайн-формате, - подчеркнула Щеголева.
Первые шаги были связаны с поиском наиболее удобной платформы для организации дистанционных занятий. По словам директора центра, во время пандемии преподаватели школы выбрали зарубежный веб-сервис за возможность совмещать запись занятий, показ доски и мультимедийные материалы. Мини-группы формировались по три-четыре человека, иногда часть собиралась в центре, а отдельные ученики подключались из дома. Такой формат позволял детям, оставаясь на связи даже во время болезни, не выпадать из учебного процесса. Дистанционные уроки строились как полноценное взаимодействие с обсуждением, практикой и просмотром видео.
Затем ситуация изменилась. Предыдущий веб-сервис прекратил свою работу, а пришедшее ему на смену другое телекоммуникационное приложение оказалось неидеальным: масса ограничений, в том числе из-за времени проведения групповых встреч и невозможности сохранять записи занятий.
- В этом году, учитывая появление среди наших учеников новичков из других регионов, мы решили всерьез изучить рынок российских сервисов и остановились на "Линк". Интуитивно понятный профессиональный ресурс позволяет проводить занятия для группы. Для нас важно, что появилась возможность делать записи занятий, прикреплять нужные материалы, презентации, использовать онлайн-доски, - пояснила Ольга Щеголева.
Сегодня цифровые сервисы не подменяют, а разумно дополняют традиционные методы. Они позволяют синхронизировать работу с теорией и практикой, быстро передавать и анализировать информацию, стимулировать интерес учащихся, а при возникновении проблемных ситуаций обеспечивать непрерывность учебного процесса.
Отраслевые эксперты подчеркивают, что появление надежных отечественных платформ снимает технологические и санкционные риски, создает предпосылки для масштабирования современных методов на всю образовательную систему страны.
Как отмечает проректор по цифровому развитию Северо-Кавказского федерального университета Александр Барковский, решение о внедрении платформы в вузе принимали с расчетом на повышение безопасности коммуникаций, снижение зависимости от зарубежных программ, а также создание единого цифрового пространства для студентов, преподавателей и сотрудников университета.
- Студенты федерального вуза положительно оценивают сервис, отмечая легкость входа и общее удобство. Преподавателям комфортно проводить занятия и внеучебные проекты в онлайн-формате, не заботясь об ограничениях и сложной интеграции. Отечественные платформы не только гарантируют защиту персональных данных и совместимость с российскими стандартами, но и демонстрируют гибкость, адаптируясь к задачам национальной системы образования, - подчеркнул Александр Барковский.
По мнению проректора, именно отечественные сервисы стали катализатором для дальнейшего развития цифровой инфраструктуры вузов, а также залогом информационной безопасности и технологической самостоятельности. Интеграция с действующими образовательными платформами, гибкость настроек и отсутствие рисков в плане санкций выгодно отличают такие решения от зарубежных аналогов.
В 2020 году, когда произошел довольно неожиданный переход на дистанционный формат обучения, многие образовательные учреждения на Северном Кавказе решили поддерживать друг друга доступными методами. Так, СКФУ открыл вузам макрорегиона доступ к своим образовательным онлайн-площадкам.
Партнеры федерального вуза тогда получили доступ к 139 курсам, 20 из которых уже были подготовлены в видеоформате, а остальные материалы - в интерактивном текстовом режиме. Преподавателям высших учебных заведений округа предоставили учетные данные для входа в информационно-образовательную систему университета. Кроме того, они могли дистанционно пройти повышение квалификации в области цифрового образования.