
Авторы петиции подчеркивают, что сегодня в России руководство поликлиник и больниц не обязано убеждаться в подлинности документов об образовании, которые предъявляют претенденты на должности медперсонала. В итоге известны случаи, когда поддельные дипломы позволяли мошенникам оказывать медицинские услуги. Особенно остро проблема проявляется в сфере косметологии, где процедуры с высоким риском часто выполняют сотрудники без медицинской квалификации.
Также предлагается открыть для пациентов доступ к сведениям Федерального регистра медицинских работников (ФРМР), содержащего информацию об их образовании и квалификации. Инициаторы предложения подчеркивают, что эти меры позволят исключить случаи допуска лжеврачей к работе с пациентами, повысить уровень безопасности медицинской помощи и укрепить доверие граждан к системе здравоохранения.
Инициатива вызвала острую дискуссию. Как заявила в беседе с корреспондентом "РГ" врач, более двадцати лет работающая хирургом в одной из больниц Мурманской области, попросив не называть свою фамилию, ей еще ни разу не приходилось сталкиваться с коллегами, имеющими поддельные дипломы.
- Я говорю об этом не потому, что стремлюсь кого-то прикрыть, - подчеркивает доктор. - Все-таки существует профессиональная этика. Мы сами не стали бы терпеть в своем сообществе специалиста с фальшивым дипломом. С другой стороны, лучше, если информация о квалификации врачей станет прозрачной в наш век всеобщей цифровизации. Конечно, для нас это не очень приятно, но вреда от этого все же, думаю, не будет.
С другой стороны, нечистых на руку медиков в Заполярье выявляли не раз. Наиболее яркий пример - настоящая банда "черных стоматологов", которые орудовали в Африканде, Ковдоре, Ревде, Ловозере, Кандалакше и даже в карельском поселке Лоухи. Около двух лет группа приезжих из Дагестана ставила гражданам зубные протезы и удаляла зубы, не имея ни лицензии, ни медицинского образования, ни даже регистрации. Последствия были крайне серьезными: некоторые из клиентов этих "врачей" оказались в больнице.
Во Всероссийском союзе пациентов предложенные в петиции меры полностью поддерживают. По мнению его сопредседателя Юрия Жулева, проверка образования медработников должна быть именно обязанностью, а не правом работодателя. Необходим четкий алгоритм, доступный для всех медорганизаций, тем более что технические возможности для верификации документов уже существуют.
а иногда возникают соблазны закрывать глаза на отдельные сомнительные моменты, лишь бы занять вакансию и не останавливать оказание помощи. Однако подобные компромиссы ставят под угрозу безопасность пациентов. Сегодня клиники уже обязаны публиковать сведения о лицензиях, видах деятельности и сотрудниках, однако достоверность этих данных должна быть гарантирована, иначе пациенту приходится фактически выполнять функции контролера. Ответственность за точность информации должна лежать на медорганизациях и надзорных органах, - отмечает Юрий Жулев.
Особенно это касается медиков, приехавших из других стран. Проверка дипломов, выданных за рубежом, должна быть еще более тщательной, поскольку программы подготовки могут существенно различаться. Отдельного внимания заслуживает и владение русским языком. Это не вопрос формальности, а ключевой элемент безопасности: если врач не может полноценно объяснить пациенту диагноз и рекомендации, качество лечения неминуемо страдает.
При этом и врачи, и пациенты, опрошенные корреспондентом "РГ", сходятся в одном: подлинность диплома далеко не всегда может быть гарантией качества медицинской помощи. Качество подготовки медиков в России оставляет желать лучшего. Это подтверждает статистика, которую приводит ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. По итогам проведенного в Москве тестирования, с первого раза не сдают экзамен более 20 процентов кандидатов в медики. Ежегодно по итогам экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС дефекты выявляются в 25 процентах случаев. По данным опросов 2022 года, в большинстве медицинских организаций нет профессиональных библиотек и современную медицинскую литературу читает не более 20 процентов врачей. В 2019 году треть опрошенного ВЦИОМ населения РФ заявила, что необходимо вводить персональную ответственность главврача учреждения и лечащего врача конкретного больного за качество лечения.
Не стоит забывать и о том, что оно во многом зависит от условий, в которых приходится работать медикам. А нагрузка на врачей до сих пор остается запредельной.
- Моя ставка - 52 тысячи рублей. В итоге мне приходится брать полторы ставки из-за дефицита кадров, - говорит Татьяна, медсестра одного из мурманских медицинских учреждений, попросив не называть своего имени и места работы. - Но денег все равно не хватает, потому что у меня ипотека. Чтобы работать на одну ставку и получать нормальные деньги, зарплата должна быть больше процентов на пятьдесят. Только тогда можно будет решить вопрос дефицита врачей на Крайнем Севере.
Власти Мурманской области пообещали давать возможность бюджетникам, в том числе и врачам, приобретать в регионе квартиры по доступной цене. Необходимые для этого поправки в законодательство недавно были представлены в Мурманскую областную Думу. Их суть заключается в том, что часть квартир в домах, которые возводит региональный Центр содействия жилищному строительству за счет средств областного бюджета, будет предназначаться особо важным специалистам, в которых нуждается регион. Предоставляться жилье будет по договору найма с последующим правом выкупа по доступной цене. Предполагается, что это поможет привлечь на Крайний Север врачей, педагогов и работников других профессий. Распределять квартиры будет межведомственная комиссия.