Напомним: закон о КРТ, принятый летом 2022 года, сразу вызвал массу вопросов. Он разрешает сносить неаварийные типовые дома 1957-1970 годов, чтобы строить на их месте новые - побольше. При этом первый вариант документа позволял переселять жильцов пятиэтажек в любой район мегаполиса. А те дома, где не провели общие собрания собственников по этому вопросу, могли включаться в программу КРТ автоматически. В Петербурге вскоре образовалось движение противников закона, которые стали добиваться его отмены в суде.
Тем временем город "заморозил" основные положения документа - для доработки. Был создан общественный штаб по вопросам КРТ. Чиновники и депутаты ссылались на то, что изменить правила на уровне города невозможно - нужны поправки в Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Петербург выступил с соответствующей инициативой, и в июне этого года Госдума приняла особый порядок для городов федерального значения. В частности, им дали право самим выбрать географию расселения жителей, а также отказаться от включения в программу КРТ домов-"молчунов", где не прошли собрания.
В итоге Петербург скорректировал свой закон так: при расселении горожане могут получить новое жилье в пределах того же муниципального образования или смежного с ним, а при наличии письменного согласия - и в других МО. Если же собственники не проведут общее собрание по вступлению в программу комплексного развития территорий, то дом не внесут туда "автоматом".
- Самое главное, что этим документом мы окончательно делаем программу КРТ добровольной, - заявил один из авторов закона Денис Четырбок. - Оказаться в ней люди смогут только в том случае, если они этого захотели. Также исключена возможность перемещения жителей в любую точку Санкт-Петербурга, за что критиковалось то федеральное законодательство, которое нам удалось скорректировать. Мы обеспечили гарантию близости расселения.
Однако спокойствия в ряды противников реновации это не принесло. В его каналах сейчас ведется обратный отсчет: до "разморозки" закона о КРТ остается столько-то дней. Судя по многочисленным комментариям, жителей хрущевок волнует прежде всего вероятность фальсификации протоколов и решений общих собраний собственников. В частности, они видят лазейку в том, что инициировать ОСС могут не только сами владельцы квартир, но и оператор КРТ.
Внесенными правками не решается и одна из главных проблем - закон по-прежнему предусматривает принудительное изъятие жилья у собственников с компенсацией, которой будет недостаточно для покупки равнозначной квартиры в том же районе, отмечает член команды юристов по иску против КРТ в Петербурге Екатерина Гуленкова.
- Парламентарии говорят о якобы "предоставлении" нового жилья и тем самым вводят в заблуждение. Выселяемому из хрущевки собственнику новая квартира не "предоставляется", а фактически продается. Он должен заплатить за нее компенсацией, сумму которой рассчитает сам застройщик. Если предлагаемая квартира будет дороже, человеку придется доплачивать разницу из собственных средств. А так как хрущевки - самое недорогое жилье в своих районах, то без доплаты можно будет рассчитывать только на студию на окраине города или какое-то неликвидное помещение, - считает юрист.
Между тем за три года, что тянется эта эпопея, условия для комплексного развития территорий существенно изменились: выросла себестоимость строительства, подорожала ипотека. На этом фоне, по мнению общественников, масштабные проекты КРТ выглядят малореалистичными, но сохраняется риск использования таких программ для точечной застройки развитых районов.
- Даже если застройщику удастся снести лишь несколько из десятков домов, проект уже может быть экономически интересен, - полагает Екатерина Гуленкова. - В итоге мы получим хаотичную застройку, перегрузку инфраструктуры и резкое ухудшение качества жизни. Так уже происходило в Москве, когда вместо снесенной хрущевки вырастала высотка, которая превращала жизнь тихого зеленого района в ад - сначала на время стройки, а затем из-за сотен машин новых жильцов.
В связи с этими опасениями противники закона о КРТ не оставили идею добиться отмены закона в суде. Сейчас они обсуждают подачу нового иска. Прежний суд не удовлетворил, сославшись на то, что закон и так "заморожен". Но после его "разморозки" у жителей хрущевок снова появится повод обратиться к Фемиде.
В Петербурге также принят закон о порядке определения оператора КРТ. Полномочия по его назначению получает правительство города. Согласно федеральным нормам, это может быть созданное субъектом РФ юрлицо с долей региона в уставном капитале свыше 50 процентов.