"Надоело место - можно поднять дом и переставить": Чем капсульные дома привлекают россиян
Эксперты отмечают рост спроса на готовые капсульные дома. Тренд стал настолько заметным, что такие нестандартные объекты начал продавать маркетплейс Wildberries. Кто покупает такие дома и почему они пользуются популярностью, выяснила "Российская газета".

"Плюс капсульных домов в том, что они не считаются капитальными строениями. Для них не нужен фундамент, это дает легкую мобильность. Надоело место - можно поднять дом и переставить куда угодно", - объясняет Мария Симонова, совладелица компании "Cocodom", которая специализируется на производстве капсульных домов.
Она уточняет, что основными покупателями остаются владельцы глэмпингов и турбаз, но небольшой спрос есть и со стороны дачников.
"Такие объекты привлекают новизной: людям интересно оказаться на природе, но при этом в футуристичном доме с панорамными окнами. В последнее время набирают популярность капсульные дома на воде", - добавляет Ахат Исхаков, руководитель российского филиала компании-производителя "Ангар Сила".
По его наблюдениям, такие решения подходят для туристических баз и локаций, где капитальное строительство невозможно или нецелесообразно, например, в живописных природоохранных зонах.
Этот спрос со стороны турбизнеса подтверждает Сергей Слабунов, управляющий партнер парка "Белый колодец" с глэмпингом. Он вспоминает, что еще несколько лет назад достаточно бурно развивался отдых с палатками. Однако, когда "пена схлынула", стало понятно, что даже такие простые кемпинги требуют существенных инвестиций.
"Вокруг палаток все равно надо строить все по ГОСТам с учетом всех требований, поэтому нет смысла нести все эти затраты вокруг продукта, который априори не воспринимается полноценным и не может быть дорогим. Отсюда и формируется в туристическом бизнесе тренд на домики", - поясняет Слабунов.
Социальный запрос на новый тип домов комментирует Анна Бердникова, доцент Финансового университета, кандидат юридических наук.
"Современное общество, особенно в мегаполисах, стремится к минимализму и энергоэффективности. Рынок недвижимости движется в сторону инноваций, и капсульные дома - яркий пример. Они могут удовлетворить базовые потребности в практичности и быстроте возведения".
Она также поясняет, что процедура регистрации капсульных домов аналогична регистрации модульных: требуются разрешение на строительство и регистрация в Росреестре.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин объясняет спрос с экономической точки зрения.
"Ключевое преимущество для инвестора - скорость окупаемости. Капсульный дом возвращает вложения быстрее, чем обычная гостиница. К тому же такие объекты часто находятся недалеко от городов, что удобно для коротких поездок. Если в одном-двух часах езды от дома есть комфортный и необычный объект на природе, человеку не надо покупать авиабилет, он охотно поедет отдохнуть туда на выходные" - резюмирует Горин.
Если для бизнеса главное - окупаемость, то для частного покупателя ключевым аргументом часто становится цена. С точки зрения семейного бюджета покупку оценивает Максим Демченко, заведующий кафедрой правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ.
"Учитывая ограничение лимитов по льготной ипотеке и высоким процентным ставкам на приобретение жилья, загородных домов и дач, стоимость капсульных домов кажется довольно привлекательной, - отмечает Демченко.
По его оценкам, стоимость "капсулы" начинается от двух млн рублей и зависит от размера, материалов и комплектации. Цена обычного загородного дома может быть в разы выше.
Рост спроса на капсульные дома уловили не только производители, но и крупнейшие ретейлеры. Как нам пояснили в пресс-службе Wildberries & Russ, решение вывести на платформу капсульные дома стало логичным шагом по расширению ассортимента крупногабаритных товаров.
"Мы видим устойчивый интерес к энергоэффективным и мобильным решениям, а также к форматам, которые позволяют запускать новые жилые проекты быстро", - пояснили в Wildberries & Russ.
В пресс-службе добавили, что аудиторией этого предложения могут быть как владельцы загородных участков, так и предприниматели в сфере туризма.