Пожаловаться на коллекторов можно будет через "Госуслуги": Что нужно для обращения

ФССП будет принимать жалобы на коллекторов через портал "Госуслуги"
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) начнет принимать жалобы на неправомерные действия коллекторов через портал "Госуслуги". Специальная форма для таких заявлений появится на портале в ближайшее время. Для многих людей этот способ защищать свои права наверняка окажется еще удобнее, чем через интернет-приемную на официальном сайте ФССП.
Служба судебных приставов проверяет, чтобы аккредитованные коллекторы не нарушали закон. На нелегальных взыскателей долгов следует жаловаться не в ФССП, а в МВД.
Служба судебных приставов проверяет, чтобы аккредитованные коллекторы не нарушали закон. На нелегальных взыскателей долгов следует жаловаться не в ФССП, а в МВД. / РИА Новости

Работа коллекторов регулируется Законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности...". Этот закон устанавливает жесткие правила взаимодействия не только с самими должниками, но и с теми их родственниками или знакомыми, чьи контакты должники указали при оформлении кредита либо займа. Нередко коллекторы донимают их назойливыми звонками, хотя они не имеют отношения к долгу.

Подать жалобу через "Госуслуги" можно будет в том числе и на превышение коллекторами ограничений по телефонным звонкам. Служба судебных приставов направит запросы кредиторам и операторам связи с требованием предоставить информацию о способах взаимодействия и фактах звонков. Если права должника были нарушены, ФССП примет меры.

Однако, прежде чем подавать жалобу, Служба судебных приставов настоятельно просит должников убедиться, что речь в их конкретной жизненной ситуации идет об аккредитованной организации, действительно имеющей право заниматься взысканием долгов. Проверить это можно в государственном реестре профессиональных коллекторских организаций, который опубликован на сайте ФССП. Там на сегодняшний день их значится около 650. Для этого человеку нужно знать полное или хотя бы сокращенное наименование, а лучше - регистрационный номер той организации, которая требует вернуть деньги.

Бывает и так, что "выбивать долги" пытаются нелегальные коллекторы или телефонные мошенники. В таком случае жаловаться надо не в ФССП, а в полицию по месту жительства, поскольку "черные коллекторы" - это преступники, хотя в некоторых случаях долг, который они пытаются "выбить", оказывается настоящим. Так бывает с безнадежными долгами, которые ломбарды или микрофинансовые организации отчаялись получить сугубо законным путем.

В любом случае по закону звонки коллекторов должнику четко регулируются. Звонить разрешено в рабочие дни с 8 часов утра до 22 часов вечера по местному времени. А в выходные и праздничные дни - с 9 часов утра до 20 часов вечера. Общее количество контактов с должником, включая телефонные звонки, СМС, сообщения в мессенджерах и по электронной почте, тоже ограничено: не более одного раза в день, но не чаще двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

Для оформления жалобы как через интернет-приемную на сайте Службы судебных приставов, так и через "Госуслуги" потребуется зафиксировать нарушения. Для телефонных звонков это аудиозапись, а для сообщений - скриншоты с экрана смартфона. Сотрудники ФССП проверят эти доказательства и примут к коллекторам дисциплинарные меры вплоть до лишения права заниматься взысканием долгов.

Изменения в порядке обжалования действий коллекторов направлены не только на удобство для россиян, но и на рост эффективности проверок со стороны ФССП, поскольку приставы получили новые полномочия для отработки таких обращений, обратил внимание "Российской газеты" гендиректор Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) Эльман Мехтиев.

"Только за 10 месяцев этого года в ФССП поступило более 41 тысячи обращений граждан по вопросам нарушения их прав и интересов в процессе взыскания просроченной задолженности. При этом, согласно данным службы, за этот же период было рассмотрено чуть более 22 тысяч обращений на действия банков, МФО и ПКО. Только 8,4 тысячи из них были признаны обоснованными", - привел цифры эксперт.

Появление на привычном для миллионов россиян портале "Госуслуги" специальной формы для подачи заявления в ФССП на неправомерные действия взыскателей приведет к тому, что каждой жалобе станет присваиваться уникальный идентификатор в государственной системе электронного документооборота. В результате многие действия ФССП, необходимые для принятия решения по обращению, будут автоматизированы.

"Тем самым служба сможет направлять автоматические запросы операторам связи и кредиторам для получения полной информации о звонках и долге в течение 5 рабочих дней. А это значит, что проверка обращений станет более оперативной и эффективной, так как будет гораздо легче установить, с какого номера и кто именно звонил, даже если взыскатель не представился", - пояснил Эльман Мехтиев.

После запуска новой формы на "Госуслугах" число жалоб наверняка вырастет, поскольку сейчас не у всех людей доходят руки до подачи заявления на бумаге или через сайт ФССП, прогнозирует заместитель президента Гильдии российских адвокатов Рубен Маркарьян.

Подать жалобу через "Госуслуги" можно будет в том числе и на превышение коллекторами ограничений по телефонным звонкам. Фото: Александр Корольков

Основные правила, которые должны соблюдать абсолютно все легальные профессиональные коллекторские организации, а также банки и МФО и ПКО, остаются прежними. Людям, которые взяли заем или кредит, эти правила полезно знать и учитывать во время общения с взыскателями, уверен глава АРФГ.

"Записывайте все телефонные разговоры (предупредив о записи), сохраняйте СМС и письма. Фиксируйте дату, время, содержание беседы и имя представителя компании. Всегда требуйте собеседника представиться и подтвердить полномочия. С первого звонка требуйте назвать ФИО, должность, название агентства и на каком основании (агентский договор или договор цессии) они работают с вашим долгом", - советует Мехтиев.

Жаловаться можно не только на время звонка, частоту контактов, но и на содержание разговоров с третьими лицами. Обсуждать с родственниками, коллегами или друзьями детали долга, например сумму или причину обращения за кредитом, взыскателям запрещено. Еще один нюанс: для таких звонков банкам, МФО и коллекторам нужно согласие и должника, и третьих лиц, перечислил эксперт.

Даже если коллектор допустил нарушения, грубить ему не стоит. "Несмотря на конфликт, лучше оставаться в правовом поле, это касается и самого должника", - рекомендует Рубен Маркарьян.

Немногие знают, что если с момента возникновения просроченной задолженности прошло более 4 месяцев, должник имеет право направить взыскателям и первоначальному кредитору отказ от взаимодействия. "После этого взыскатели смогут связываться с должником только почтовыми отправлениями по месту прописки или пребывания. Но это не отменяет долг", - заметил Эльман Мехтиев. Скорее всего, в таком случае кредитор быстрее обратится в суд за принудительным взысканием задолженности.

Кстати

Пожаловаться можно не только на коллекторов, но и на судебных приставов. Для этого на сайте "Госуслуги" есть детальная форма на разные случаи жизни. Например, если человек пытается вернуть долг, а приставы действуют слишком медленно либо вообще бездействуют. Также можно пожаловаться, если пристав оценил стоимость имущества должника с нарушением закона. Бывает и такое, что пристав заинтересован в исходе дела, так как является родственником должника, - тогда его можно даже отстранить от дела и ходатайствовать о назначении другого сотрудника ФССП. Должники тоже могут пожаловаться на действия приставов, например в тех случаях, когда они перепутали личные данные или допустили какие-либо другие существенные ошибки.