Вместо итогов. Кто спасет книжные магазины: читатели, издатели или государство?

В России продолжает сокращаться число книжных магазинов
Все подводят итоги года. У книжников они свои: кто-то гордится очередным бестселлером, проданным баснословным тиражом, кто-то - открытием нового автора или возвращением старого, что выдает книгу раз в пять лет. Радоваться есть чему. Но есть и проблемы, о которых отрасль буквально кричит уже не первый год. Одна из них - закрытие книжных магазинов по всей стране.

Где больше всего закрыли книжных?

Буквально на днях Российский книжный союз, подводя итоги уходящего года, озвучил тревожные цифры. Количество книжных магазинов продолжает сокращаться: за период с ноября 2024 по ноябрь 2025 гг. в городах с населением свыше 100 тыс. человек были закрыты 338 книжных магазинов.

Согласно исследованию "Карта книжных магазинов России", которое проводит Ассоциация книгораспространителей, наихудшая ситуация складывается в Москве. За текущий год было закрыто рекордное количество книжных магазинов - 63, половина из которых пришлась на сеть "Книжный Лабиринт" (32 магазина).

Также в пятерку регионов по количеству закрытых магазинов кроме столицы вошли Московская область - закрыто 24 магазина, Иркутская область - 22 магазина, Краснодарский край - 17 магазинов, Санкт-Петербург - 16 магазинов.

Где магазинов на сегодня больше всего? На первых местах Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область и Республика Татарстан.

Дело не в том, что люди перестали читать, а в том, где они берут книги. Любители литературы перестали ходить дальше пунктов выдачи маркетплейсов, которые демпингуют и предлагают более приятные цены на книги. Страдают не только розничные магазины, но и книжные ярмарки и фестивали. Люди приходят на книжный смотр или в магазин, листают, оценивают, нужна им та или иная книга - и, приняв решение, в один клик кладут ее в корзину на маркетплейсе. Фестивали и ярмарки обещают покупателям книги по издательским ценам, а покупатели предъявляют издателям: на маркетплейсах все равно дешевле. Так было на только что завершившейся традиционной зимней ярмарке non/fictio№27. Хотя издатели и торговцы честно старались сделать все возможное, чтобы читатель не ушел с пустыми руками: 50-процентные скидки на вторую купленную книгу, мерч в подарок и другие приятные "плюшки".

Почему книжники не любят маркетплейсы?

"Да, главным фактором по-прежнему остаются неравные экономические условия, в которых оказались офлайн магазины по сравнению с онлайн-площадками, - комментирует ситуацию глава Ассоциации книгораспространителей Светлана Зорина. - Это неравные условия по НДС, налогам на ФОТ, на прибыль. Для маркетплейсов действуют льготы, как для IT-компаний. Кроме того, весомая часть сотрудников маркетплейсов - самозанятые со ставкой налога 6%. Общий налог с ФОТ у книжных магазинов 43%. Льготные условия по налогам позволяют маркетплейсам активно развиваться и вкладываться в постоянные акции, программы соинвестирования, когда цена на книгу может быть ниже закупочной цены для книжных магазинов".

Но дело ведь не только в деньгах. На маркетплейсы вы не придете на встречу с автором, а ведь зачастую такого диалога глаза в глаза читателям очень не хватает. В приложении маркетплейсов вы не разговоритесь с продавцом, который прочитал все книги в вашем любимом жанре и готов распахнуть перед вами новые миры, о которых вы и не подозревали. Именно библиотеки и книжные магазины сегодня остаются островками формирования культуры чтения.

"Культуру чтения, знакомство с книгами, вовлечение в книги формируют именно книжные магазины. Убивая книжный магазин, разрушается вся система книгораспространения. Какая задача стоит перед нашей страной? Поддержать маркетплейсы либо поддержать культурную среду? Вряд ли молодежь соберется втроем, вчетвером и сядет вместе на маркетплейсах смотреть книги", - и с этими словами Алексея Андрианова, исполнительного директора книготорговой сети "Моя книга" в Саратове, не поспоришь.

Розничные магазины выкручиваются, придумывают, как сделать свою площадку привлекательной во всех смыслах слова.

Что придумали "Подписные издания"

В этом году "Лучшим книжным магазином" в конкурсе профессионального мастерства "Ревизор" были признаны "Подписные издания" в Санкт-Петербурге. Справедливо и бесспорно. "Подписные" - гордость города и словно бы еще одна достопримечательность. Магазин не просто с огромным выбором, но со своей атмосферой и вкусом к литературе (а быть не таким, как все, - это еще один фактор, важный и для книжного магазина). Сюда невозможно зайти на минутку, здесь читают, общаются за чашечкой кофе, приходят на встречи. У магазина есть не просто свой мерч, но и своя издательская программа.

Магазины должны уметь работать с партнерами - это тоже секрет успеха. Например, выпустив книгу "Рестораны, трактиры, чайные" Юлии Демиденко, "Подписные издания" запустили партнерство с ресторанами Петербурга, в рамках которого можно было познакомиться с гастрокультурой прошлого и настоящего. Была нарисована карта-гид с ресторанами девятнадцатого и начала двадцатого веков, чтобы вживую прогуляться по культовым и нынешним заведениям. С этой картой или книгой можно было в каждом из перечисленных ресторанов получить комплимент.

В течение года "Подписные" совместно с букинистическим магазином "Академия", что по соседству, провели более 216 событий. Наибольший интерес вызвали творческие встречи с режиссером и писателем Романом Михайловым, писателем Львом Данилкиным, а также презентация книги "Вся история Петербурга" с Марией Элькиной и Львом Лурье.

Популярностью пользовался и сентябрьский фестиваль "Книжный сад", который "Подписные" провели совместно с платформой Яндекс Книги.

Как еще вернуть читателей в магазины?

Что еще могут придумать книжные торговцы? К примеру, вышеупомянутая сеть "Моя книга" летом запустила флешмоб, распространив по паркам и скверам листовки с текстом: "Эта книга теперь твоя. Мы из сети "Моя книга" дарим ее просто так, без условий. Но будем очень рады, если ты прочтешь и пришлешь честный отзыв для наших соцсетей, подаришь ее или любую другую книгу, чтобы история повторилась" с хэштегом для соцсетей "Дари книгу, делись эмоциями".

А вот книжный магазин "Москва" на Тверской проявил инициативу, попросив покупателя уважать площадку, на которую он пришел: теперь подписать книгу у автора на презентации здесь можно только если она была куплена в "Москве". Справедливо? Вполне.

Инициативы со стороны издателей, торговцев и даже самих писателей могут быть разными. Но результат необходим один - вернуть в книжные магазины читателей. Не только сделав эти места точками притяжения горожан, пригласив туда модного автора, напоив кофе, сделав скидку. Одним профессионалам отрасли, увы, не справится. Хотелось бы, чтобы высокопоставленные чиновники, стоящие у руля сраны, тоже приняли в этом участие. Ведь потерять людей читающих, мыслящих, умеющих не только кликать и складывать в электронные корзины, но и находить единомышленников благодаря литературе гораздо проще, чем их обрести. Не даром сегодня все чаще появляются книжные клубы, куда люди приходят обсудить взволновавшую их литературу. Бездушные маркетплейсы такой встречи не подарят.

Вы скажете, что благодаря им книга может оказаться в любом уголке нашей огромной страны? Не спорю. Но и благодаря книжному магазину это тоже возможно.

Может ли спасти господдержка?

Какая государственная поддержка может быть оказана? Ассоциация книгораспространителей предлагает некоторые решения сложившейся ситуации с книжными магазинами в стране: возобновить антимонопольный контроль за деятельностью маркетплейсов, чтобы восстановить справедливую конкуренцию между онлайн и офлайн каналами, выровнять экономические условия бизнеса; оказать комплексную поддержку книжной рознице в виде грантов, льгот на аренду помещений, льготных кредитов.

Также большие надежды возлагаются на приоритетную реализацию "Детской книжной карты" через книжные магазины России. Предлагается рассмотреть этот проект не только как продажу книг, но и как масштабное продвижение лучших детских книг, живое знакомство с книгами и их авторами на площадках книжных магазинов и библиотек.

Будет здорово, если книги станут доступнее благодаря совместным усилиям и издателей, и распространителей, и тех, кто принимает решения на высоком уровне. Такое вот новогоднее желание у книжного сообщества.