В Новый год с классикой. Как выйти в свет и показать себя людям

Завершен сезон рекламных роликов по сюжетам русской классики
На днях попалось на глаза смешное: "как человек не особо различающий в декабре дни недели из-за череды и чехарды корпоративов, нарративов…" Вот был бы он на новогоднем вечере в демонстрационном зале ГУМа на Красной площади, посвященном завершению сезона "ВТБ - это классика", по-другому запел бы в своей "Телеге". Мне так кажется. Чествовали людей, которые придумали, сняли, запустили целый сериал, выдержали шквал критики: как посмели посягнуть на "наше все". А теперь вот пожинают неожиданный фактчекинг - продажи русской классики резко возросли после дерзкой адаптации.

Кто бы мог подумать, что реклама может взорвать общественное пространство, сериал порвет все шаблоны и выйдет за пределы коммерческого поля. Истории по "Бесприданнице", "Евгению Онегину", "Муму", "Ревизору", "Мастеру и Маргарите", другим великим произведениям снимали режиссеры с именами Клим Шипенко, Сарик Андреасян, Игорь Гринякин, Антон Мегердичев…

Наш коллега, писатель Павел Басинский минувшей весной пригласил в редакцию "Российской газеты" продюсера и автора сценариев Яну Завьялову как на дуэль: "Русская классика в рекламе: преступление или победа"? Тема оказалась настолько заводной, что мы собирали Совет экспертов с отчаянным вопросом читателей: останется ли классика лучом света в темном царстве или дети будут сдавать ЕГЭ по рекламным роликам?

Кажется, всех примирил мудрец Валерий Фокин: на коленях перед классикой стоять нельзя, но и прыгать на ее могиле тоже.

Но вернемся туда, куда пришли. Каждый в гардеробе получил скромный мешочек с тремя монетками, которые тут же стоило отоварить на пестрой ярмарке.

Фото: Ядвига Юферова/РГ

Вот Остап Бендер торгует семейными драгоценностями: елочными игрушками и всякими побрякушками. В Торгсине от Бегемота и Коровьева есть все: свечи, пряники и даже духи "Красная Москва".

Фото: Ядвига Юферова/РГ

У пушкинской Татьяны веер открыток - можно послать любому Онегину. Про себя сознаюсь: не устояла перед баночкой квашеной капусты из Обломовки, а настойку на облепихе прозевала…

Ага, вошли в азарт? Все истратили? Есть возможность подзаработать. Смотрим минутный ролик из "Грозы". А в конце какой-нибудь неожиданный вопрос про цвет кокарды на шапке Тихона. Угадали? Получите монетку, может, поторгуетесь, прочитаете стишок и купите карточную игру "Театральный крокодил".

Скажите, получали ли вы корпоративные подарки, которые хотелось забыть при первой возможности? Здесь же лично приобретенное захотелось донести домой. И точка.

Контрабас, аккордеон и кларнет на маленькой сцене, будто из булгаковского театра Варьете, ностальгически уговаривали публику, что все еще будет хорошо. И вы с бокалом хорошего крымского вина верили всем и сразу.

Фото: Ядвига Юферова/РГ

А еще в этот вечер можно было круто изменить жизнь: решиться сыграть хоть Герасима, хоть Воланда для клипа и получить его потом от профессионалов в подарок. Все - от сценариста, оператора, костюмера-гримера вплоть до хлопушки - тут же вам в помощь.

Знаю, что несколько моих коллег этим вечером осуществили мечту жизни - снялись в кино, которое придумала Яна Завьялова.

Фото: Пресс -служба ВТБ

Та самая Яна Завьялова (в центре), которая целую неделю искала на Волге убедительный утес (в ролике по "Грозе" он появляется на две секунды), с которого могла броситься Катерина.

И конечно же, кульминацией стало появление автора идеи, генерального продюсера сериала Андрея Костина (другие его должности и так все знают):

Фото: Пресс -служба ВТБ

- Я никогда не был не съемочной площадке, но мне кажется, режиссер должен выглядеть именно так: кепка, джинсы… Думаю, за последние полтора года мы буквально совершили революцию в рекламе: она может быть искусством.

И дальше были слова в адрес режиссеров и актеров, которые им, безусловно, нравились, Яне Завьяловой досталось по заслугам тоже.

Достоверно говорят, что команда рассчитывает в новом году выйти на международные проекты. Кто еще не верит, что все будет хорошо и победа будет за нами?

Вкус и кураж, знание с познанием, легкая ирония с богатым воображением - настроение вечера, созданное креативной командой.

Ну да, хорошо быть умным, скажете вы, когда есть деньги (как будто никто не встречал дураков с деньгами). Но только у избранных в природе и породе есть нечто, что другой, чахнущий на злате, сотворить не может.

Культура