
В этом году в СОР30 приняли участие представители 194 стран, в том числе государственные деятели, ведущие эксперты, представители бизнеса и некоммерческих организаций. Программа конференции была сформирована вокруг шести ключевых направлений, включая переход к устойчивой энергетике, преобразование сельского хозяйства, повышение устойчивости городов. Важными пунктами повестки стали обсуждение мер по удержанию глобального потепления на уровне 1,5 градуса по Цельсию и выполнение финансовых обязательств, принятых на СОР29. Также большинство стран представили новые национальные планы по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата. Цель России, к примеру, - сокращение выбросов к 2035-му до 65-67 процентов относительно уровня 1990-го.
Результат климатической конференции в Белене - почти три десятка принятых решений по разным направлениям, в числе которых справедливый энергопереход, финансирование, развитие технологий и др.
COP30 продолжил заложенный в ходе предыдущих конференций разворот в сторону адаптации к изменению климата - было решено утроить финансирование таких мер к 2035 году. Кроме того, участники утвердили 59 индикаторов, определяющих эффективность проектов адаптации. А в ходе конференции было объявлено о запуске Глобального акселератора реализации - инициативы по поддержке стран в выполнении ими национальных планов адаптации.
Другим ключевым моментом стало решение о ежегодной мобилизации в течение 10 лет 1,3 триллиона долларов на меры по сохранению климата. Причем ведущую роль в этом вопросе берут на себя развитые страны.
Стоит также отметить, что итоговый документ конференции не содержит каких-либо обязательств по отказу от ископаемого топлива. Хотя ряд государств выступил с предложением создать дорожную карту для решения этой задачи.
Что касается нашей страны, то для России одна из ключевых задач на COP30 заключалась в том, чтобы обеспечить сбалансированный подход к климатической политике и отстоять принцип недопустимости односторонних торговых мер отдельных стран под климатическими предлогами, сказал, подводя итоги конференции, министр экономического развития РФ Максим Решетников.
"Эта задача выполнена: в итоговых документах всеми странами - участницами Парижского соглашения была согласована формулировка, что подобные меры неприемлемы. Нас поддержали Арабская группа и БРИКС", - сообщил министр.
Он также отметил, что по инициативе России в текстах документов отсутствуют предписывающие секторальные инициативы в области энергетики и в лесном секторе, которые подрывают суверенитет стран в выборе пути к низкоэмиссионному развитию. Кроме того, тема торговли, в частности односторонних торговых ограничений, наконец включена в повестку переговоров по климату - запущены экспертные дискуссии на ближайшие три года.
Конечно, повестка климатической конференции не могла обойти тему углеродного регулирования. Речь идет о мерах, направленных на снижение объема выбросов парниковых газов, в первую очередь через ограничения для промышленных предприятий. Участники COP30 поддержали эту работу не только словом, но и делом - в Белене была создана "Открытая коалиция по соблюдению требований на углеродных рынках". Ее цель - установить общие стандарты учета и объединить различные системы торговли углеродными единицами для обеспечения ликвидности и прозрачности в этом секторе. Членами коалиции уже стали 18 стран.
Углеродная единица - это объем парниковых газов (эквивалентный одной тонне СО2), который не попал в атмосферу благодаря реализации климатического проекта. Эти единицы можно продать, например, бизнесу, желающему уменьшить свой углеродный след.
Наша страна активно работает в этом направлении. С 1 сентября 2022 года у нас действует национальный реестр углеродных единиц. Там ведется регистрация и учет климатических проектов и углеродных единиц. По понятным причинам первые климатические проекты в России относились к сектору энергетики, однако теперь в эту работу вовлекаются и другие сферы. К примеру, один из первых проектов в строительном секторе был реализован застройщиком смарт-района СберСити на западе Москве, "Северсталь" зарегистрировала в реестре углеродных единиц первые климатические проекты черной металлургии, "Алроса" готовится к валидации собственного климатического проекта CCS-типа (захват и удержание углерода), "Аэрофлот" присматривается к механизму углеродных единиц.
Чтобы воплотить в жизнь все запланированные меры по сохранению климата, нужны большие деньги, и не у всех государств они есть. Поэтому значимым решением COP30 стало утверждение Дорожной карты Баку - Белен, направленной на увеличение климатического финансирования развивающихся стран до 2035 года. Этот стратегический план был составлен в соответствии с целями, обозначенными на COP29 в столице Азербайджана, и предполагает ежегодную мобилизацию не менее 1,3 триллиона долларов.
В дорожной карте обозначены пять приоритетных направлений работы, в числе которых выдача грантов и льготное финансирование, мобилизация частных средств, снижение стоимости привлечения капитала и более справедливое распределение финансов.
"Чтобы быстрее выполнить Парижское соглашение, меры по борьбе с изменением климата должны стать частью реальных экономических и финансовых реформ. Благодаря пяти принципам дорожная карта превращает научную необходимость в практический план глобального сотрудничества и достижения результатов", - отметил председатель COP30, посол Андре Корреа ду Лагу.
Другим значимым подспорьем станет Международный фонд для возмещения потерь и ущерба, который начал работать в этом году. Он будет финансировать проекты оказания помощи развивающимся странам в борьбе с последствиями изменения климата. Фонд уже объявил о первом раунде финансирования в размере 250 миллионов долларов.
На COP30 в Белене объявили о запуске еще нескольких финансовых проектов. Например, инициативы по преобразованию национальных планов по адаптации к изменению климата в инвестиционно-привлекательные проекты, способные привлечь частное и государственное финансирование. К 2028 году FINI (Fostering Investible National Implementation) планирует собрать триллион долларов США.
Вариантов привлечения средств много, и чтобы помочь во всем разобраться, на конференции были представлены принципы совместимости таксономий (классификаций) устойчивого финансирования. Это первый шаг к созданию общего языка в сфере климатического финансирования. В дополнение к принципам была также представлена цифровая система, позволяющая анализировать и сравнивать таксономии в разных странах.
Кроме того, в ходе конференции 13 стран, включая Колумбию, Индию, Казахстан, объявили о планах по разработке национальных платформ климатического финансирования. А для оказания технической помощи в этом вопросе был запущен "Хаб национальных платформ".
Не только деньги определяют успех борьбы с изменением климата - важнейшую роль здесь играет и использование новых технологий, в том числе цифровых. Это направление стало одним из центральных на COP30 и отражает глобальный тренд на создание измеримых, основанных на данных инструментов для климатической политики. Искусственный интеллект рассматривается как ключевая технология для работы с большими массивами данных и превращения их в практические решения, подобно утвержденным на конференции 59 индикаторам адаптации.
Ярким событием СОР30 стал запуск Green Digital Action Hub - онлайн-платформы для сотрудничества в области использования технологических инноваций для борьбы с изменением климата. Платформа предоставит инструменты, экспертные знания и данные, которые помогут странам внедрять зеленые технологии, снижать техногенную нагрузку на окружающую среду и обеспечивать доступ к устойчивым цифровым решениям для всех.
Также в ходе COP30 был создан Климатический институт искусственного интеллекта (AICI) - глобальная инициатива по обучению людей и организаций навыкам использования ИИ для борьбы с изменением климата. AICI будет продвигать ИИ как инструмент возможностей, позволяющий странам Глобального Юга разрабатывать, адаптировать и внедрять собственные климатические решения на основе ИИ, подходящие для местных условий. Институт будет предлагать обучающие программы различного уровня, в том числе для представителей власти, технических специалистов, позволит получить практический опыт создания реальных, эффективных ИИ-приложений.
Марина Булова, вице-президент по устойчивому развитию Сбера:

- Пристальное внимание к цифровым технологиям, особенно к ИИ, на СОР30 - закономерный и обнадеживающий сигнал. Он подтверждает переход мировой климатической повестки от деклараций к управлению на основе данных. Технологии становятся ключевым инструментом, преобразующим массивы спутниковой информации, показания датчиков и экономические модели в конкретные, измеримые действия. А объявленные на конференции инициативы говорят о создании инфраструктуры для новой, "умной" фазы зеленого перехода.
Мы в Сбере рассматриваем ИИ как критический инструмент для достижения практических результатов в области устойчивого развития. Наши ИИ-модели, анализируя данные со спутников и IoT-датчиков, решают прикладные задачи: от прогнозирования нагрузки на энергосети и оптимизации логистики до мониторинга состояния почв и лесов.
Ключевая ценность ИИ в климатической повестке выходит за рамки операционных улучшений. Он становится катализатором климатического финансирования, замыкая связку "технологии-деньги-результат". Точные данные и прогнозы на основе ИИ снижают риски для бизнеса, делая устойчивые проекты более предсказуемыми и привлекательными для инвестиций.
Задачи устойчивого развития глобальны, а значит, и ответ на них должен строиться на объединении компетенций и технологий, как это происходит в рамках международных инициатив по ИИ и климату. Качественный переход возможен только в сбалансированной экосистеме, основанной на открытости, общих стандартах и взаимном доверии. Вот почему технологии выступают связующим звеном - мостом, который объединяет финансы, инновации и людей для работы над общими экологическими и социальными задачами.