
Без судов класса Arc7 круглогодичная навигация на СМП невозможна. Они необходимы для того, чтобы проходить самую северную морскую трассу страны на восток, от Ямала и до Камчатки, и при этом с начала ноября по конец июня им все равно потребуется ледокольная проводка.
Как отмечают в Минвостокразвития России, к 2030 году потребуется не менее 100 судов этого класса. Они необходимы, чтобы вывозить продукцию запланированных промышленных проектов в Арктике, большая часть которых подразумевает добычу нефти и газа для экспорта.
Например, только для проекта "Арктик СПГ-2" потребуется не менее 20 танкеров ледового класса Arc7. Для проекта "Арктик СПГ-2" было заказано строительство 15 таких танкеров, но из-за санкций пока ни один из них не сдан. Ходовые испытания пилотного танкера-газовоза "Алексей Косыгин" до сих пор не завершены.
Такие суда очень сложны в производстве, отмечают эксперты. Чтобы строить танкеры высокого ледового класса, необходимо располагать технологиями сжижения и хранения "голубого топлива", которые не допускают утечек. Соблюдать высочайшие требования безопасности необходимо и для того, чтобы такие суда могли заходить в иностранные порты.
Сегодня строительство крупнотоннажных судов в России и производство оборудования для них находится на начальной стадии.
Отечественная кораблестроительная отрасль до сих пор сильно зависит от международной кооперации. Российским корабелам приходится в ускоренном режиме решать массу сложных задач, и одной из самых сложных является импортозамещение.
Доля судового комплектующего оборудования иностранного производства при производстве судов на отечественных верфях до сих пор колеблется от 65 до 80 процентов, в зависимости от типа судна. Труднее всего обеспечить отечественными комплектующими именно танкеры-газовозы - в них доля оборудования российского производства составляет около 5 процентов.
Тем не менее, через два года компания "Адмиралтейские верфи" намерена начать производство танкеров для перевозки стабильного газового конденсата. Предполагается, что первым станет танкер вместимостью 50-55 тысяч кубометров, сообщил в своем докладе представитель предприятия Сергей Кучменок.
Ведется активная разработка технического и эскизного проекта российского газовоза. Этой работой занимается Крыловский государственный научный центр во взаимодействии с Минпромторгом России, компаниями "Газпром" и "НОВАТЭК". Отдельным направлением работы стало создание грузовой системы будущего танкера, позволяющей безопасно хранить СПГ и обеспечивать прочность резервуаров, в которых будет находиться сжиженный газ. Весной 2025 года Российский морской регистр судоходства одобрил элементы первичного барьера (мембраны) систем хранения СПГ, которые предполагается устанавливать на газовозах российского производства. Производство мембран впервые в РФ налажено на научно-производственном предприятии "Компенсатор" в Санкт-Петербурге.
С начала 2025 года обсуждается идея создания в Северной столице единого судостроительного кластера, работу которого предполагается организовать по принципу распределенной верфи. Суть в том, что наиболее крупные части судна будут изготавливать на разных предприятиях и затем передавать в Санкт-Петербург на конечную сборку. Как сообщали в администрации Санкт-Петербурга, на роль конечного сборщика могут претендовать Северная верфь и Кронштадтский завод, имеющий самый крупный сухой док в регионе и поэтому обладающий потенциалом для строительства газовозов.