России предстоит построить целый флот танкеров-газовозов

В этом году президент России поручил правительству обеспечить формирование необходимого ледокольного флота на период до 2035 года и на перспективу до 2050 года. Одной из ключевых задач развития Северного морского пути (СМП) становится строительство транспортных судов ледового класса Arc7. Эту тему обсуждали эксперты на XV Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее", который только что прошел в Санкт-Петербурге.
На Балтийском заводе строится универсальный атомный ледокол "Сталинград" проекта 22220.
На Балтийском заводе строится универсальный атомный ледокол "Сталинград" проекта 22220. / Валентин Егоршин / ТАСС

Без судов класса Arc7 круглогодичная навигация на СМП невозможна. Они необходимы для того, чтобы проходить самую северную морскую трассу страны на восток, от Ямала и до Камчатки, и при этом с начала ноября по конец июня им все равно потребуется ледокольная проводка.

Как отмечают в Минвостокразвития России, к 2030 году потребуется не менее 100 судов этого класса. Они необходимы, чтобы вывозить продукцию запланированных промышленных проектов в Арктике, большая часть которых подразумевает добычу нефти и газа для экспорта.

Например, только для проекта "Арктик СПГ-2" потребуется не менее 20 танкеров ледового класса Arc7. Для проекта "Арктик СПГ-2" было заказано строительство 15 таких танкеров, но из-за санкций пока ни один из них не сдан. Ходовые испытания пилотного танкера-газовоза "Алексей Косыгин" до сих пор не завершены.

Такие суда очень сложны в производстве, отмечают эксперты. Чтобы строить танкеры высокого ледового класса, необходимо располагать технологиями сжижения и хранения "голубого топлива", которые не допускают утечек. Соблюдать высочайшие требования безопасности необходимо и для того, чтобы такие суда могли заходить в иностранные порты.

Сегодня строительство крупнотоннажных судов в России и производство оборудования для них находится на начальной стадии.

Отечественная кораблестроительная отрасль до сих пор сильно зависит от международной кооперации. Российским корабелам приходится в ускоренном режиме решать массу сложных задач, и одной из самых сложных является импортозамещение.

Доля судового комплектующего оборудования иностранного производства при производстве судов на отечественных верфях до сих пор колеблется от 65 до 80 процентов, в зависимости от типа судна. Труднее всего обеспечить отечественными комплектующими именно танкеры-газовозы - в них доля оборудования российского производства составляет около 5 процентов.

Российским корабелам предстоит решить множество сложных задач, одной из которых является импортозамещение

Тем не менее, через два года компания "Адмиралтейские верфи" намерена начать производство танкеров для перевозки стабильного газового конденсата. Предполагается, что первым станет танкер вместимостью 50-55 тысяч кубометров, сообщил в своем докладе представитель предприятия Сергей Кучменок.

Ведется активная разработка технического и эскизного проекта российского газовоза. Этой работой занимается Крыловский государственный научный центр во взаимодействии с Минпромторгом России, компаниями "Газпром" и "НОВАТЭК". Отдельным направлением работы стало создание грузовой системы будущего танкера, позволяющей безопасно хранить СПГ и обеспечивать прочность резервуаров, в которых будет находиться сжиженный газ. Весной 2025 года Российский морской регистр судоходства одобрил элементы первичного барьера (мембраны) систем хранения СПГ, которые предполагается устанавливать на газовозах российского производства. Производство мембран впервые в РФ налажено на научно-производственном предприятии "Компенсатор" в Санкт-Петербурге.

С начала 2025 года обсуждается идея создания в Северной столице единого судостроительного кластера, работу которого предполагается организовать по принципу распределенной верфи. Суть в том, что наиболее крупные части судна будут изготавливать на разных предприятиях и затем передавать в Санкт-Петербург на конечную сборку. Как сообщали в администрации Санкт-Петербурга, на роль конечного сборщика могут претендовать Северная верфь и Кронштадтский завод, имеющий самый крупный сухой док в регионе и поэтому обладающий потенциалом для строительства газовозов.