В Воронеже впервые открыли для публики уникальную античную фреску

Каменную плиту с воином, нарисованным почти 2,5 тысячи лет назад, выставили в музее имени И. Крамского. Это редчайший образец древнегреческой живописи. В мире аналогов лишь пять, в России - ни одного. Фреска, расколотая надвое, хранилась в запасниках больше ста лет. Без реставрации показать ее было невозможно. Теперь древнего всадника с копьем и боевым трофеем - окровавленной туникой врага - освободили из-под слоя минеральной пыли и остатков клея. Он стал центральным экспонатом в зале античного искусства.
Татьяна Ткачева / РГ

Неизвестный художник в IV веке до н. э. изобразил этого воина для украшения гробницы, вероятно, состоятельного человека, которого похоронили близ итальянской Капуи. Это тот самый город, где поднимал знаменитое восстание Спартак.

В 1871 году склеп открыли серые копатели. Впрочем, такими они выглядят из сегодняшнего дня. А в то время представления об археологии были иными. Найденное нередко выменивали у крестьян торговые агенты и перепродавали ученым и дилерам древностей. Так через итальянца Симмако Дориа и немецкого археолога Вольфганга Гельбига фреска попала в коллекцию Дерптского (Юрьевского) императорского университета.

В 1918-м вуз эвакуировали в Воронеж. Позднее факультеты с частью имущества вернулись. А египетские и античные древности остались по наследству новому Воронежскому университету. В 1933-м они перешли в фонды областного музея изобразительных искусств.

Судя по уцелевшим фотографиям и описаниям, италийская фреска не экспонировалась ни в Дерпте, ни в Воронеже. До Великой Отечественной из-за нехватки помещений полноценной выставки древностей в музее не было. Упор делали на картины русских мастеров. В 1940-м снимок всадника упомянули в каталоге. Есть версия, что плиту готовились показать горожанам, но помешало ее плохое состояние. По камню толщиной около шести сантиметров прошла сквозная трещина. Фреска в деревянной раме осталась лежать в фондах еще на 80 лет…

"Когда я увидела ее впервые, в голове сразу всплыли слова педагога из университета, мол, памятники монументальной античной живописи не сохранились, за исключением "гробницы ныряльщика", открытой в 1960-е в Пестуме. Это недалеко от Капуи, - вспоминает ученый секретарь музея имени И. Крамского Наталья Бакина. - Стало ясно, что предмет - исключительной важности. И искусствоведы из ГМИИ имени А. Пушкина, когда увидели его на фотографии, пришли в волнение. Ни у них, ни в Эрмитаже, ни где-либо еще в нашей стране ничего подобного нет!"

За рубежом есть несколько образцов такой живописи. Это тоже фрагменты плит из гробниц в Южной Италии. И на них тоже есть всадники с трофеями…

"Сюжет "Возвращение воина" типичен для античной культуры. В гробницах, которые сохранились цельными, в росписях стен изображены как раз процессии людей, встречающих всадника. Обычно при герое есть мальчик-конюх, лошади со скарбом, женщина с сосудом. Это можно трактовать и как возвращение с войны (на что указывает окровавленная туника врага - она может быть поднята на копье или повязана на груди коня), и как проводы в мир иной. Известны и подобные женские надгробия", - рассказала специалист по античной живописи, доцент кафедры всеобщей истории искусств истфака МГУ Надежда Налимова.

В южной Италии было три центра, где делали расписные гробницы: Пестум, Капуя и Нола. В начале IV века до нашей эры два последних города находились в руках племени самнитов, которые восприняли традиции эллинской культуры. Потом Капуя попала в политическую орбиту Рима. В XIX веке здесь нашли около 20 расписных гробниц или фрагментов росписи, но плиты просто вынимали - не фиксируя, где именно находились некрополи. Фрески хранились в музее Капуи, но от них остались лишь черно-белые фото с описанием. Памятники погибли при бомбежке города в ХХ столетии. Уцелел только маленький фрагмент - девушка с голубем в руках. Кроме того, античные фрески есть в Неаполе, Дрездене и Воронеже.

Ближайшие аналоги - росписи на вазах из области Кампания: там тоже встречается сюжет "Возвращение воина". Есть типовые композиции, с конем или с вышедшей навстречу женщиной. Есть уникальные, например на одном образце нарисована целая история: сражение, поверженный враг, уход с поля битвы с трофеями на копье, добавила заместитель заведующего отделом искусства и археологии античного мира Государственного музея изобразительных искусств имени А. Пушкина Ольга Тугушева:

"В России античный сосуд с всадником есть в собрании Эрмитажа, но там из атрибутов только щит. "Всадника с трофеем" в нашей стране нет больше ни на каких древнегреческих памятниках."

Воронежскую фреску привели в порядок во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Грабаря. Работа длилась год. Физики, химики, геммологи, микробиологи изучили состав плиты и всего, что на ней скопилось, с помощью самых современных приборов. Раньше считалось, что основой служил травертин (род известняка). Оказалось, что это вулканический туф, на нем видны крапины стекла.

Пористый камень уязвим для атмосферных осадков, которые стекали в гробницу две тысячи лет. Растворенные в воде соли остались в виде кристаллов между слоями краски и разрушали ее.

"Мы подобрали гель, который поменял состав солей и позволил их безопасно смыть. Такие вещества используют для реставрации фресок более позднего периода. Для очистки античного памятника мы их применили впервые. Живопись снова выглядит яркой и полупрозрачной, как акварель, - рассказал реставратор, заведующий научной мастерской в Центре имени И. Грабаря Александр Горматюк. - Роспись изначально не была очень прочной. Поскольку гробницу замуровали, известковый слой, поверх которого накладывали минеральные пигменты, не успел правильно затвердеть. А в XIX веке, вынимая фреску на поверхность, ее зафиксировали тканью с костным клеем. Потом клей счистили, но не полностью."

По сути, фрагмент с изображением всадника выпилили из более толстой плиты (скорее всего, на торце гробницы). С тыльной стороне туф начал крошиться, и неровности заделали гипсом. Им же пытались закрепить плиту в раме и заделать трещину, не зная, что этот материал провоцирует дальнейшее разрушение камня. Теперь все инородные включения удалены.

Реставраторы сняли деревянную раму, которая удерживала плиту. Внутри, кстати, нашли "Комсомольскую правду" 1940 года. В трещины на плите пластиковой иглой ввели укрепляющий состав. Более светлые места, где камень раскрошился, затонировали пудрой из крупинок туфа, найденного внутри рамы.

В этом году воронежскую фреску уже увидели посетители ГМИИ. Теперь она заняла приготовленное ей место в музее имени И. Крамского.

"Возвращение всадника" - не последнее дополнение к постоянной экспозиции антиков в Воронеже, которую обновили в прошлом году (впервые за почти 60 лет) при поддержке коллег из ГМИИ. В очереди на реставрацию есть другие интересные памятники. Так, в 2026-м музейщики надеются отдать в руки специалистов разбитый на 70 осколков кратер - большой древнегреческий сосуд красивой формы - с редким сюжетом росписи.

"Глубокое исследование воронежской коллекции античного искусства только начинается. В ней есть предметы, которые заслуживают внимательного изучения: редкие вазы, терракоты, мраморная полуфигура девушки. Мы рассчитываем продолжить сотрудничество, ищем формы. Надеемся, что музею помогут провести реставрацию памятников, которые лежат в фондах в виде фрагментов, но способны стать в один ряд с известными образцами керамики", - добавила Ольга Тугушева.

Прямая речь

Наталья Бакина, ученый секретарь музея имени И. Крамского:

"Наша античная коллекция сравнительно небольшая, но очень представительная. По ней можно проследить развитие древнего искусства, сравнить разные его направления. И во многом это заслуга именно Вольфганга Гельбига, при участии которого была куплена фреска с воином и еще три десятка предметов. Он был очень вдумчивым консультантом, собрал прекрасную коллекцию античной скульптуры для Карла Якобсона (ставшую основой Глиптотеки в Копенгагене), помог приобрести ценные предметы для Эрмитажа. У него был фундаментальный взгляд на мир, с прицелом в далекое будущее. В наше неспокойное время это кажется особенно важным."