"Церковь объединения" обвиняют в масштабном вмешательстве в политику Южной Кореи

Еще недавно Южную Корею воспринимали как образцовую демократию Восточной Азии - с прозрачными выборами, активным гражданским обществом и жестким контролем за политическим финансированием. Но материалы, прозвучавшие на судебных слушаниях в Сеуле, рисуют совсем иную, куда более тревожную картину.

В зале суда внезапно вскрылась история, в которой религия, политика и деньги переплелись так тесно, что отличить веру от политического расчета стало практически невозможно. Известная, влиятельная и при этом запрещенная во многих странах мира "Церковь объединения" обвиняется в глубоком проникновении в политику Южной Кореи. Как подозревают следователи, "щупальца" религиозной организации могли дотянуться вплоть до президента, правда теперь уже бывшего.

"Церковь объединения" многим может быть известна по обрядам массовых бракосочетаний, когда жену и мужа выбирал по фотографии глава церкви, а будущие супруги послушно соглашались идти под венец, узнавая своего избранника только в процессе церемонии. Данная религиозная организация обладает огромными финансовыми ресурсами. Она очень влиятельна в Южной Корее, Японии, США, странах третьего мира. Ее деятельность вызывает множество споров, где-то ее запретили, но все признают - масштабы ее влияния огромны, и ее функционеры доказали способность пробираться туда, где считалось, что посторонним вход закрыт. Достаточно сказать, что некогда возведенный в Северной Корее крупный автомобилестроительный завод был построен на ее деньги. Церковь в свое время смогла договориться о сотрудничестве с КНДР, хотя потом ее и "попросили" из Страны чучхе.

Хватает разных точек зрения про ее работу и в самой Южной Корее, откуда родом ее основатели и где она базируется. Ее штаб-квартира в районе местечка Капхен, к востоку от Сеула, поражает масштабами, монументальностью и необычной для этой страны архитектурой. Тем не менее до недавнего времени "Церковь объединения" предпочитали не трогать. Однако следователи группы спецпрокурора, которые расследовали обвинения в адрес экс-президента РК Юн Сок Ёля и его жены Ким Гон Хи, случайно вышли на след этой организации.

Интерес следственных органов к "Церкви объединения" возник не на пустом месте и не из-за ее идеологических взглядов. Поводом стали подозрения в незаконной передаче денег и ценных подарков политическим деятелям - в обход жестких норм о политическом финансировании и антикоррупционного законодательства. Речь шла о возможных скрытых пожертвованиях, замаскированных под "поддержку" и неформальные контакты. Именно в рамках этого расследования в декабре были проведены обыски в центральных офисах "Церкви объединения" в Сеуле и ряде связанных структур, в ходе которых следователи изъяли внутренние документы и переписку.

Уже при анализе изъятых материалов выяснилось, что финансовые эпизоды были лишь частью более широкой картины. Документы показали, что возможные пожертвования и контакты с политиками вписывались в системную стратегию по наращиванию политического влияния - от поддержки конкретных кандидатов до попыток институционально закрепиться в органах власти и партиях.

Последовали аресты руководства церкви, допросы, обыски и изъятия документации из ее штаб-квартиры и подконтрольных организаций. В итоге последовал мощный, оглушительный взрыв - в переносном смысле этого слова, то есть политический скандал, который сейчас сметает самые влиятельные политические силы, хотя пока достается больше всего консерваторам, откуда вышел предыдущий президент Юн Сок Ёль.

Очередная серия оглушительных скандальных откровений прозвучала в пятницу 19 декабря, когда на очередном заседании Сеульского центрального суда следователи обнародовали внутренние протоколы совещаний руководства организации, проходивших осенью 2021 года - за пять месяцев до президентских выборов. Из этих документов следует: речь шла вовсе не о молитвах за страну или за мир за всем мире, хотя именно словом "мир" "Церковь объединения" чаще всего прикрывает свои действия. Один из функционеров церкви в переписке с "братьями по вере" прямо формулирует цель: "Наша задача - войти в администрацию президента как советники. Вторая цель - добиться права влиять на выдвижение кандидатов в депутаты". Другой добавляет: "Если мы закрепимся на этом уровне, почему бы не подумать и о президентских выборах 2027 года?" Для обычного читателя это звучит почти как фантастика. Но в суде эти слова зачитывались как доказательства, а не как публицистические преувеличения.

Особый интерес у следствия вызвала переписка между ключевыми фигурами религиозной организации. В одном из сообщений, отправленных в ноябре 2021 года, звучит фраза, которая мгновенно стала символом всего дела: "Крупно поможем - крупно потребуем". Речь шла о поддержке тогдашнего кандидата в президенты - Юн Сок Ёля, который в следующем уже году и стал главой государства.

Логика проста и пугающе универсальна: помощь на выборах - в обмен на влияние после победы. В переписке обсуждаются возможные требования: от дипломатических постов до политического покровительства и содействия в вопросах выдвижения кандидатов.

Когда эти сообщения зачитали в суде, один из фигурантов попытался отмахнуться: мол, это были "мечты". Но мечты, оформленные в виде конкретных инструкций, дат и расчётов, выглядят уже не как фантазии, а как план действий.

"Церковь объединения" действовала методами, которые казались на первый взгляд абсолютно законными. Самый, пожалуй, наглядный эпизод относится к 2023 году - выборам лидера консервативной партии "Сила народа", которая тогда была правящей, а сейчас после импичмента Юн Сок Ёля и проигрыша выборов 2025 г. находится в оппозиции.

Спецпрокуратура представила документ под сухим названием "Ход реализации проекта". В нем указано: 11 010 членов церкви по всей стране организованно вступили в партию. В документе - разбивка по регионам и даже партийный логотип. На вопрос прокурора, могло ли это быть инициативой снизу, свидетель ответил прямо: "Это было сделано по указанию руководства".

Иначе говоря, речь идет о массовом управляемом вхождении в политическую партию - инструменте, который может серьезно повлиять на внутрипартийные расклады. Эти люди потом голосовали так, как им говорили руководители церкви - за "правильного" кандидата. Именно так пытались поставить одну из двух крупнейших партий под контроль, а к президенту подобрались через главные выборы.

В суде также прозвучали имена действующих политиков. В частности, упоминался как человек, через которого планировалось выстраивать контакт с будущим президентом. В одном из сообщений в мессенджере говорится: "Если встреча состоится, мы будем уже на девяноста процентах пути к Y" - под последним имели в виду скорее всего президента Юн Сок Ёля. Последующие события показали, церковь действительно подобралась очень близко к главе государства и его супруге, насколько близко - это и пытаются выяснить следователи.

Параллельно выяснилось, что "Церковь объединения" действовала как грамотный инвестор - "диверсифицировала риски и активы", то есть не ограничивалась "взаимодействием" с консерваторами. Под подозрением находятся и политики нынешней правящей партии - Демократической "Тобуро", а также члены правительства. Уже допрашивают нескольких депутатов, а министр морских дел и рыболовства вынужден был добровольно подать в отставку. Есть информация о регулярных встречах представителей церкви и с другими членами нынешнего правительства, а также депутатами от Демпартии. Существуют подозрения, что некоторые из них получали дорогие подарки, их возили на мероприятия "Церкви объединения" за границей и давали за выступления большие гонорары. Политики пока отрицают факты коррупции, но признают, что летали на мероприятия, общались с представителями церкви.

В итоге выходит, что религиозная организация смогла опутать своими нитями влияния все основные политические силы. И это лишь только начало расследования. Если проводить параллели с добычей нефти, то можно сказать, что следователи лишь пробурили первую скважину, а из нее сразу же многометровым столбом забил фонтан разоблачений, который может снести очень многих самых влиятельных лиц.

Южнокорейская публика привыкла к громким политическим скандалам, но подобная откровенность - редкость даже для этой страны. Корея не успела полностью оправиться от бурления, внутреннего конфликта, которые сопровождали попытку введения военного положения в декабре прошлого года и последовавших затем импичмента и выборов нового главы государства, и вот новая сенсация, масштабы которой еще предстоит осознать.

Южная Корея