Русист Марина Королева о трудностях детей-репатриантов в поступлении в школу: Люди возвращаются на историческую родину. Какие еще экзамены?

Марина Королева: Подходы к репатриантам и мигрантам должны различаться
В соцсетях стали появляться истории о странных ситуациях, в которые попадают русскоговорящие дети-репатрианты в Россию. Они свободно говорят по-русски, блестяще читают стихи и поют песни, но почему-то заваливают тесты для поступления в российскую школу. Об одном таком случае рассказала президенту России член СПЧ Марина Ахмедова. Детей не приняли в школу, потому что они не знали слово "лейка", увидели этот предмет впервые на картинке и предположили, что это "поливалка".
Максим Богодвид/РИА Новости

Может, нужно доработать текст, который не пускает русскоговорящих детей в школу? На этот вопрос "РГ" отвечает русист, профессор НИУ ВШЭ и председатель жюри Международного Пушкинского конкурса русистов Марина Королева.

- Речь тут не о тесте и не о том, что его нужно как-то дорабатывать. Речь о том, что должны быть две принципиально разные программы - иммиграции в Россию (трудовой, профессиональной, для инвесторов и т.п.) и репатриации в Россию.

Экзамены по языку вообще могут быть применимы только к иммигрантам, то есть иностранцам в прямом смысле слова. Репатрианты - это люди, которые возвращаются на историческую родину. Какие еще экзамены?

Да, критерии репатриации должны быть четко определены, разработаны, но если человек под эти критерии подходит, он не должен сдавать экзамен по языку, даже если знает его не очень хорошо. Ему и его детям такие возможности должно дать государство, вплоть до курсов, на которые такой репатриант будет ходить, получая стипендию!

У нас сейчас много говорят о демографии, призывая больше рожать, но ведь программа репатриации в Россию, привлекательная программа - с языковыми курсами, выплатами, налоговыми льготами на первые годы и т.п. - это еще один способ увеличить население страны. Причем люди могут приехать далеко не худшие. Главное, чтобы не было как с программой переселения соотечественников, которая была заорганизована так, что пользоваться ею соотечественникам было практически невозможно.