
В Музее МХАТ открыли выставку, посвященную истории любви Николая Эрдмана и Ангелины Степановой.
Ей было суждено прожить очень долгую и насыщенную жизнь. После расставания с Эрдманом она вышла замуж за писателя Александра Фадееева, того самого легендарного руководителя Союза писателей, который застрелился вскоре после смерти Сталина. В конце жизни она сказала: "В этой жизни я любила двух мужчин. Один из них ненавидел советскую власть, а другой ее искренне восхвалял. Но власть, в сущности, погубила обоих".

А с Николаем Эрдманом она познакомилась в 1928 году. К концу 1920-х оба были звездами. 23-летняя Ангелина Степанова, Лина, "длинноногая милая барышня", как ласково называл ее Эрдман, уже считалась одной из лучших актрис МХАТа. А 28-летний Николай Эрдман был всеобщим любимцем литературной Москвы; его обожал Мейерхольд, а Маяковский просил научить писать пьесы. Горький приглашал Эрдмана на Капри и одобрительно отзывался о "Мандате". Творчеством Эрдмана восхищались Булгаков и Зощенко, Мандельштам и Пастернак, Платонов и Эйзенштейн.
Семилетний роман Эрдмана и Степановой развивался в тени - когда началась их история любви, оба были несвободны. Степанова вскоре ушла от мужа - режиссера МХАТа, Николая Горчакова, но Эрдман, женатый на балерине Дине Воронцовой, не решался на разрыв. В 1933-м году Николая Эрдмана арестовали - причем прямо на съемках фильма "Веселые ребята". Его пьесу "Самоубийца", которую мечтали поставить и Мейерхольд, и Станиславский, раскритиковал Сталин.

Формальной причиной ареста якобы стали прочитанные Качаловым на правительственном приеме в Кремле сатирические басни Эрдмана. Приговор - три года ссылки в сибирский Енисейск. Ангелина Степанова не отреклась от опального возлюбленного - она сделала все, что могла, чтобы облегчить его участь. На память об этой, безусловно, красивой любви осталась долгая переписка, где они обсуждали свои редкие встречи, радости и печали друг друга и, конечно, бесконечно красиво признавались друг другу в чувствах. Именно фрагменты их писем стали основным экспонатом новой выставки в Доме-музее К.С. Станиславского.
Директор Музея МХАТ, Павел Ващилин, рассказывает, что новую выставку приурочили к юбилею артистки. А идея рассказать об одном из самых непростых этапов ее творческого пути была связана с тем, что в жизни творческих людей любовь и страсть, каким бы ни был их итог, являются мощнейшими источниками вдохновения: "Любовь может быть страстной, но страсть не всегда приводит к любви. Благодаря этим чувствам создаются легендарные шедевры искусства. Когда Степанову спросили, была ли она счастлива с Эрдманом, она ответила: "Я была очень счастлива. Но если вы спросите меня, была ли я несчастна эти семь лет, я бы ответила: "Да, была несчастлива", но я свою биографию ни на какую другую не променяю".
На самой выставке можно увидеть не только переписку, но и уникальные документы - например, письма Станиславского Сталину, посвященные постановке "Самоубийцы", заверенный отзыв Главреперткома или первое распределение ролей в первой постановке эрдмановской пьесы. А также - свидетельство о присвоении Ангелине Степановой звания заслуженной артистки - и конечно же, ее костюмы и архивные фотографии в образах из спектаклей.

Марфа Бубнова, заместитель директора Музея МХАТ, рассказывает: "Наша выставка разделена на три истории. Первая - рассказывает о постановке спектакля "Самоубийца", которая так и не состоялась в 1931 году на сцене МХТ, вторая - история любви между Ангелиной Степановой и Николаем Эрдманом, третья - повествует о современной постановке спектакля "Самоубийца", премьера которого состоялась в 2024 году".
Кстати
Выставка "Ты. Тебе. Тебя. История любви Николая Эрдмана и Ангелины Степановой" продлится в Доме-музее К.С. Станиславского до 25 января 2026 г.