
По данным "Яндекс Маркета", с января по ноябрь 2025 года покупки кофемашин и кофеварок увеличились в 1,3 раза относительно того же периода прошлого года. По оценке "М.Видео", за девять месяцев 2025 года в стране было продано около 1,7 млн кофеварок, что на 10% больше год к году. В денежном выражении рынок вырос до 25,5 млрд руб. (+7%).
Почти половина продаж кофеварок в России приходится на доступные модели стоимостью до 5 тыс. руб. Автоматические кофемашины занимают около четверти продаж, рожковые - порядка 20-22%, фильтрационные - около 21-23%. Популярными остаются капсульные модели (14-15%), а также турки и гейзерные кофеварки (14-17%), рассказывают в "М.Видео".
Генеральный директор "Росчайкофе" Рамаз Чантурия отмечает, что у части аудитории меняются паттерны потребления: "За два года кофе очень сильно вырос в цене. Но люди не хотят отказываться от любимого напитка. Поэтому многие начали экономить на посещении заведений. Потребители покупают кофемашины, делают кофе дома, наливают в термосы и берут с собой на работу".
По его мнению, рынок кофеен сейчас находится в состоянии стагнации: бурного роста числа новых заведений в 2025 году не наблюдается.
Помимо приобретения кофемашин набирает большую популярность новый вид упаковки молотого кофе - в дрип-пакетах, говорит заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов. Участники рынка фиксируют рост продаж кофе в дрипах в 1,5-2 раза за последний год.
Мировые цены на кофе росли с осени 2023 года вплоть до марта 2025 года. В октябре 2023 года цены на кофе сорта "арабика", по данным The Word Bank, составляли 4,05 доллара за кг, на "робуста" - 2,62 доллара за кг. А уже в феврале 2025 года они выросли до 9,05 доллара за кг и 5,81 доллара за кг соответственно, то есть выросли более чем вдвое, подсчитали в Экспертно-аналитическом центре агробизнеса "АБ-Центр".
Сейчас биржевые цены на кофе хотя и откатились с максимумов, все еще находятся на экстремально высоком уровне, рассказывал недавно "РГ" Чантурия. Всему виной рост мирового спроса при ограниченном предложении на фоне непогоды в основных регионах - производителях кофе. Производители не успели вовремя расширить плантации. Вложения в новые кофейные деревья требуют 3-5 лет до выхода на промышленные объемы, и этот разрыв продолжает давить на рынок.
На себестоимость давят и внутренние издержки производителей кофе - от энергетики и логистики до обязательной маркировки, упаковки и роста НДС. Плюс важен валютный фактор: поскольку сырье импортируется, любое изменение курса тут же повлияет на стоимость зерна в рублях, добавляет Чантурия.
Все это не может не отражаться на ценах. По данным "Руспродсоюза", в РФ розничные цены на кофе в зернах и молотый за год к ноябрю 2025 года выросли на 29,4%, до 2,03 тыс. руб. за 1 кг, на натуральный растворимый - на 19,7%, до 4,09 тыс. руб. за 1 кг.
Впрочем, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов утверждает, что ретейлеры стараются не допускать резкого роста цен для потребителей, поэтому транслируют изменения закупочных цен в полочные плавно и постепенно. В федеральных торговых сетях зерновой кофе доступен по цене от 120 руб. за 100 г, а горячий кофе навынос - от 49,99 руб. за стакан.
По итогам 2025 года ожидается рекорд среднегодовых цен (сопоставимый с кризисом 1977 года). А в 2026 году цены на кофе продолжат оставаться на высоких отметках, но уже будут несколько ниже уровня 2025 года (на 10-15%), прогнозируют в "АБ-Центре".
По оценке Чантурии, объем потребления кофе в России по итогам 2025 года, даже несмотря на резкое подорожание, скорее всего, останется на уровне прошлого года. Таким образом, Россия сохранит статус кофейной страны - еще около 10 лет назад объем потребления кофе превысил объем потребления чая, с тех пор разрыв только нарастает, отмечает эксперт.
Пока снижения потребления кофе в сегменте масс-маркет не происходит, подтверждает Дмитрий Леонов. Сейчас наблюдается рост в зерновом молотом кофе, при этом в начале года был отток в сторону потребления растворимого кофе.
"Привычка пить кофе за последние десятилетия укоренилась в потребительском поведении россиян настолько, что делает эту категорию малочувствительной к изменению цен", - комментирует Богданов.