"Русская публика - одна из самых отзывчивых в мире". Ушел из жизни легендарный Крис Ри. Почему он любил приезжать с семьей в Москву

Крис Ри называл Чайковского одним из главных блюзменов в истории
Есть люди, которые, кажется, умеют все. Отогреть своими теплыми и душевными интонациями. И настроиться на струны наших душ, будто бы расслышав,что происходит с нами, а потом понять и добавить своих собственных сил, при этом даже не требуя ничего взамен. И затем долго звучать с тобой в унисон, будто бы принимая на себя всю боль мира и делая жизнь хоть немного более участливой, терпимой и не одинокой. Автор хитов The Road To Hell, And You My Love, Looking for the Summer и Fool If You Think It's Over был именно таким человеком.
Крис Ри считал, что русская публика - одна из самых отзывчивых в мире".
Крис Ри считал, что русская публика - одна из самых отзывчивых в мире". / REUTERS

Певец, гитарист, блюзмен и автор песен, постепенно научившийся играть на всех главных инструментах рока, кроме ударных, был человеком не очень общительным . Он не жаловал тусовки, светские компании, но любил выслушивать людей, узнавать их истории. Слушал со своей мудрой и участливой улыбкой и, кажется, понимал больше всех нас во всем. Оттого и писал такие душевные, грустные и меланхолично красивые песни, исполняя их своим доброжелательным голосом, чуть уставшим от боли и сострадания, но не растерявшим мудрости и снисходительности, а даже, наоборот, с годами ставшим еще более светлым и участливым.

Последние годы Крис Ри много болел - онкология. Болезнь благодаря лечению иногда отступала, и тогда он снова ехал на гастроли.

Не раз выступал в Москве. Поехал, когда стало чуть лучше в 2010 году, и в Россию. Причем принципиально настаивал, чтобы ему дали именно эту площадку. И даже намеренно ждал дату, когда ГКД будет свободен. "Этот зал для меня один из любимых в мире", - рассказал он тогда. А русская публика одна из самых отзывчивых в мире".

В Москву он любил приезжать с женой Джоан и дочкой Джозефин (которой посвятил одну из своих лучших песен Josephine. Дочь, кстати, всегда упрашивала папу, чтобы он брал ее в Россию. Она стала художницей и очень любила ходить в наши Русский музей, Эрмитаж и Третьяковку.

Он не жаловал тусовки, светские компании, но любил выслушивать людей, узнавать их истории с мудрой улыбкой и, кажется, понимал больше нас всех

Папа и дочь много говорили между собой о русском искусстве, ходили на все доступные экскурсии.

А вот на концертах Крис Ри всегда был молчалив между песнями, старался побольше сыграть. И действительно очень уважал зрителей. Обозреватель "РГ" побывал, наверное, на всех концертах британского блюзмена и романтика в России. И обратил внимание, что Крис Ри всегда начинал концерты вовремя. Может, потому что хотел сыграть побольше и запомниться зрителям своими душевными и красивыми мелодичными песнями на стыке блюза и романтичной поп-музыки, а не пустыми фразами в паузах между песнями, как часто поступают иные западные гастролеры.

Что для нас останется самым главным в памяти после ухода из жизни этого прекрасного музыканта и душевного человека? Не то, что он выпустил первый альбом еще в 1978 году, и не то, что в 1986 году его пригласили выступить у себя на разогреве великие Queen. И не большое число отменных альбомов (26) или номинация на "Грэмми". И даже не записанные Крисом 11 альбомов серии Blue Guitars (то есть в каждом из дисков он переигрывал музыку в разных стилях блюза). А то, что, как пелось в его первом хите Fool If you think It's Over, то есть в переводе "Глупость думать, что все это закончилось". Потому что его песни останутся с нами. Они не закончились. И они будут продолжать дарить нам тепло, доброту, мудрость и красоту искренних чувств…

Дословно

Крис Ри несколько раз бывал с концертами в Москве, Петербурге и других российских городах - в 2006, 2010, 2012-м. Вот несколько мыслей и наблюдений, которыми он делился в интервью.

О песне The Road To Hell

Эта дорога - не отражение моей собственной жизни. Разве что меня захватила мысль о том, что дорога превратилась в бесконечную пробку.

О славе

Меня, помню, спросили: "Почему вы не чувствуете себя такой рок-звездой, как Питер Гэбриэл или Стинг". А я ответил, что беру мои песни с 52-й улицы, а не из апартаментов в пентхаусе. И рассказал, что мой интерес к мотогонкам заставляет меня порой делать то, что я не доверил бы делать никому другому. Мне приходится стоять в очереди за запчастями вместе со всеми остальными.

О сыре

Моя страсть к приготовлению пищи приводит меня в гастроном в том районе, где я живу, потому что я ни за что не позволю, чтобы кто-то другой покупал мой сыр пармезан. Если я пошлю кого-нибудь другого в этот гастроном за пармезаном, он принесет мне кусок, половина которого окажется коркой. Каждый хороший сочинитель песен знает - все лучшее, как в пармезанском сыре, в середине!

О любви к жене

Я действительно люблю свою жену, а не просто заявляю, что это так. И я хочу видеть ее, когда только возможно. В 80-х было модным в среде шоу-бизнеса говорить: "Я обыкновенный парень, у меня, как и у всех, есть семейная жизнь". Но я как раз из тех немногих, кто при этом не лжет. Мне действительно необходимо быть дома.

О терапии музыкой

Музыка меня не только лечит, она меня куда-то уносит. Когда я играю, все проблемы уходят.

О своем вокале

Я люблю играть на гитаре больше всего. И не считаю себя великим вокалистом.

О независимости от продюсеров

Я всегда играл блюзы, просто до определенного момента сильно зависел от продюсеров, рекорд-компаний, потом перестал на них ориентироваться, заиграл так, как мне хотелось.

О Чайковском и блюзе

Играть блюз для меня всегда было главным удовольствием в жизни. А если честно, то, по-моему, один из главных блюзменов в истории - это ваш Чайковский. У него невероятно блюзовая печаль! Не чикагский, конечно, вариант, но абсолютно то же настроение!