Мода столетия: от корсетов до свободы оверсайза

Мода и стиль всегда были зеркалом времени: через силуэты, ткани и аксессуары хорошо читаются экономика, политика, уровень свободы и мечты каждой эпохи. За последние 100 лет стандарты красоты и стиль одежды прошли путь от корсетов и пышных юбок до кроссовок, oversize, устойчивой моды и бодипозитива.

То, что вчера считалось эталоном, сегодня легко становится символом несвободы или ретро-шика, а история моды и стиля превращается в наглядную хронику XX-XXI веков.

История моды от платья Диор до современного показа
То, что вчера считалось эталоном, сегодня легко становится символом несвободы или ретро-шика, а история моды и стиля превращается в наглядную хронику XX-XXI веков. Платья Кристиан Диор. Фото: Photo by Joe Maher/Getty Images/Photo by Chris Moore/Catwalking/Getty Images/Photo by Pascal Le Segretain/Getty Images

Эксперты:

  • Татьяна Солдатова, руководитель FMCG-практики в коммуникационном агентстве PR Partner;
  • Анжела Янковская, основатель и главный дизайнер бренда одежды PEPPIRIS;
  • Ксения Алексеева, управляющий партнер коммуникационного агентства Fresh Russian Communications;
  • Татьяна Мардарь, дизайнер и ювелир;
  • Юлия Епринцева, имидж-стилист;
  • Татьяна Курушина, основатель бренда российской одежды Army of Girls;
  • Ирина Брагуца, дизайнер бренда женской одежды Bragutsa.

Содержание:

  1. Как менялись модные стандарты за последние 100 лет
  2. Эволюция модных стандартов XX-XXI века
  3. Почему мода так быстро меняется
  4. 1920-е - эмансипация и свобода
  5. 1930-е - элегантность и кинематограф
  6. 1940-е - война и практичность
  7. 1950-е - Диор и возвращение женственности
  8. 1960-е - мини-юбка и молодежная революция
  9. 1970-е - диско, хиппи и естественность
  10. 1980-е - энергия и фитнес-эстетика
  11. 1990-е - гранж и шик
  12. 2000-е - гламур и поп-культура
  13. 2010-е - соцсети и индивидуальность
  14. 2020-е - гендер-нейтральность и экотренды
  15. Часто задаваемые вопросы
  16. Заключение

Как менялись модные стандарты за последние 100 лет

Как поясняет один из наших экспертов, "изменения модных стандартов - это не просто смена трендов, а отражение глубоких социальных, культурных и технологических перемен", которые влияют и на восприятие красоты, и на образ жизни. Другой консультант дополняет эту мысль: "Мода - язык эпохи, она быстро меняется, потому что меняются ценности" - от эмансипации 1920‑х до инклюзивности и гендерной нейтральности 2020‑х.

  • XX век - век освобождения тела и индивидуальности: от корсета и жесткого дресс-кода к свободе силуэта и праву на выбор. Сменились силуэты, ткани, стандарты фигуры и представления о красоте: от "песочных часов" и фитнес-эстетики до бодипозитива и разнообразия тел.
  • XXI век сделал моду доступной, гендерно-нейтральной и самовыражающей: повестка устойчивого потребления, экостиля и цифровой моды стала частью повседневной жизни.

Именно в таком контексте сегодня звучат естественные вопросы читателей: "почему мода так быстро меняется", "какие были стандарты красоты 50 и 90 лет назад", "как менялась женская мода в XX веке и почему идеалы тела стали такими разными".

Мода 1920-х годов
Мода 1925 года: прямой силуэт, короткая стрижка, сигареты, шляпка-клош. Фото: Photo by Topical Press Agency/Getty Images

Эволюция модных стандартов XX-XXI веков

Эпоха Идеал красоты Ключевые черты внешности и одежды Иконы стиля
1920-е Эмансипированная женщина Прямой силуэт, короткая стрижка, сигареты, шляпка-клош Коко Шанель, Луиза Брукс
1930-е Голливудская элегантность Волнистые волосы, бархат, платья по фигуре Марлен Дитрих, Грета Гарбо
1940-е Сдержанная сила Пиджаки с подплечниками, минимум косметики, практичность Вивьен Ли, Кэтрин Хепберн
1950-е Женственность и роскошь Пышные юбки, узкая талия, красная помада Мэрилин Монро, Грейс Келли
1960-е Молодость и геометрия Мини-юбки, яркие цвета, короткие волосы Твигги, Бриджит Бардо
1970-е Свобода и естественность Джинсы-клеш, этника, длинные волосы, платформы Джейн Биркин, Bee Gees
1980-е Энергия и успех Объемные плечи, блестки, спортивный стиль Мадонна, Синди Кроуфорд
1990-е Протест и минимализм Джинсы, майки, кожаные куртки, гранж Кейт Мосс, Курт Кобейн
2000-е Гламур и поп-культура Низкая талия, стразы, блонд, мини-сумки Пэрис Хилтон, Бритни Спирс
2010-е Индивидуальность и комфорт Oversize, athleisure, бодипозитив Ким Кардашьян, Рианна
2020-е Осознанность и нейтральность Экомода, гендер-флюидность, натуральность Зендея, Гарри Стайлс


Почему мода так быстро меняется

Управляющий партнер Fresh Russian Communications Ксения Алексеева объясняет это просто: "Скорость изменений в моде сегодня - это отражение темпа развития общества". Если в прошлом тренды могли существовать десятилетиями и обновлялись после крупных войн или политических переломов, то теперь мода и стиль реагируют на социальные процессы почти мгновенно. На рубеже XX-XXI веков ускорение технологического прогресса, развитие коммуникаций и глобализация создали ситуацию, в которой тренды возникают одновременно в разных частях мира и сразу становятся частью глобальной истории моды.

Дизайнер бренда женской одежды Bragutsa Ирина Брагуца напоминает, что раньше мода XX века была во многом привилегией избранных, а изменения в костюме происходили постепенно. "Чем больше изменений в обществе - тем сильнее меняется и мода", - отмечает она.

В XX веке мода стала доступной всем, но настоящая революция произошла в XXI: "моду все чаще задают снизу", а не только дома высокой моды.

По словам Брагуцы, ключевую роль сыграли социальные сети: креативность инфлюенсеров и желание выделиться создают условия для рождения трендов, способных родиться из одного удачного фото или видео. Контент выходит за пределы закрытых сообществ, и идея "завирусивается", ее подхватывают и пользователи, и знаменитости. Модным домам приходится считаться с этой динамикой: бренды активнее работают с лидерами мнений, приглашают их на показы, ориентируются на эти сигналы при выпуске новых коллекций.

Так формируется феномен быстрой моды.

"Охваты в режиме реального времени начинают определять, что будет дальше", - констатирует Ирина Брагуца. Если раньше последние новости о моде и стиле концентрировались в журналах, то теперь ими управляют платформы и алгоритмы. Вместо вырезок из печатных изданий люди собирают цифровые "доски" образов, сохраняют "пины" и подборки. В результате цикл жизни тренда радикально сокращается: он рождается, достигает пика и устаревает за считаные месяцы.

При этом, подчеркивает дизайнер, мода перестала быть диктатом и стала диалогом, иногда очень шумным. Важно не потерять себя в этом шуме. "Настоящий стиль начинается не с одежды, а с осознания", - резюмирует дизайнер Брагуца. Знать, что происходит вокруг, важно, но еще важнее - не подменять индивидуальный стиль бесконечной сменой трендов.

1920-е - эмансипация и свобода

1920‑е годы в женской моде прошлого века стали символом эмансипации. Женщины впервые массово отказываются от корсетов, а силуэт "гарсон" - прямые платья, короткие стрижки, сигареты и шляпки-клош - становится визуальным манифестом свободы и равенства. Это десятилетие меняет не только гардероб, но и роль женщины в обществе: она выходит на работу, получает право голоса, участвует в общественной жизни.

Мода 1920-х годов
Мода 1920-х годов, эмансипация и научно-технический прогресс: в гардероб входят более легкие ткани, удобная обувь. Фото: Photo by Hulton Archive/Getty Images

Руководитель FMCG‑практики PR Partner Татьяна Солдатова отмечает, что мода 20-х годов олицетворяет одновременно женскую эмансипацию и научно-технический прогресс: в гардероб входят более легкие ткани, удобная обувь, спортивные элементы. История моды в этот период фиксирует отказ от утягивающих конструкций и появление комфортной, "рабочей" одежды. Именно отсюда начинается та эволюция женской моды, которая ведет к современной норме: одежда должна позволять двигаться и жить, а не только соответствовать идеалу.

1930-е - элегантность и кинематограф

В 1930‑е мода смягчает линии и делает ставку на кинематографическую элегантность. В тренде - гладкие прически или мягкие волны, платья по фигуре, шелк и бархат. Голливуд задает женственность в моде: длинные ресницы, изящные силуэты, идеалы Греты Гарбо и Марлен Дитрих становятся образцом для миллионов.

Мода 1930х годов
В 1930‑е мода смягчает линии и делает ставку на кинематографическую элегантность. Фото: Photo by Sasha/Hulton Archive/Getty Images/ Photo by Luigi Diaz/General Photographic Agency/Getty Images/Photo by Sasha/Hulton Archive/Getty Images

Ксения Алексеева подчеркивает, что в эти годы мода и стиль кино формируют единый визуальный код: экранные образы напрямую влияют на повседневную одежду. На фоне экономических трудностей мода и стиль становятся способом компенсировать тревогу и усталость через образ "совершенной" женщины, сохраняя иллюзию стабильности и гламура.

1940-е - война и практичность

В 1940‑е мода военного времени перестает быть украшением и превращается в инструмент выживания. Имидж‑стилист Юлия Епринцева отмечает, что именно в этом десятилетии в моду впервые всерьез вошли слова "практичность", "универсальность" и "функциональность". Женская одежда становится строгой: силуэт с плечами и карманами, жакеты и платья с минимальным декором, обувь на низком каблуке, аккуратно собранные волосы и сдержанный макияж.

Мода 1940х годов
Мода 1940-х годов. В этом десятилетии в моду впервые всерьез вошли слова "практичность", "универсальность" и "функциональность". Фото: Photo by A. Hudson/Topical Press Agency/Getty Images

Основатель бренда российской одежды Army of Girls Татьяна Курушина формулирует это жестко: "В 1940-е мода перестала быть украшением - она превратилась в инструмент выживания". По ее словам, кружево уступает место форменной строгости, шляпки - платкам, а широкие плечи и строгие линии создают "силуэт силы", который до сих пор цитируется в стиле милитари. Текстильная промышленность переориентируется на фронт, материалы экономят, а каждая складка и каждая пуговица обретают утилитарный смысл - это ключевой сюжет для истории костюма.

В Великобритании в 1942 году принимают закон, который жестко регулирует крой гражданской одежды: численно ограничиваются карманы, пуговицы, складки, запрещаются "расточительные" юбки‑солнце и длинные подолы. Епринцева подчеркивает, что силуэт становится узким и строгим, с выраженными плечами, зауженной талией и минимумом декора, а палитра сводится к синему, серому, черному и хаки. В этих условиях происходит нормализация ношения брюк: женщинам приходится выполнять мужскую работу, и мода 40-х годов фиксирует этот сдвиг.

Курушина выделяет три принципа, родившихся в ту эпоху и определивших современные стили одежды: функциональность, прочность и адаптивность. Одежды мало, понятия "быстрая мода" не существует, вещи покупаются надолго и должны служить годами. Одна и та же вещь сопровождает женщину и на работе, и дома - так зарождается идея небольшого набора взаимозаменяемых вещей. Юлия Епринцева видит в этом исторический прототип капсульного гардероба.

Важно и то, как меняется роль женщины. Татьяна Курушина замечает: "В этой суровой паузе мода впервые признала женщину не музой, а работницей, солдатом тыла, лидером семьи". Практичность становится не отказом от красоты, а ее честной формой. Отсюда берет начало устойчивый сегмент стиля милитари в российской и мировой моде и стиле. Сам бренд Army of Girls, по словам основателя, стремится "вдохнуть красоту в функциональные вещи: продумать крой, добавить выразительную фурнитуру, выйти за рамки привычной "полевой" палитры - это женственное выражение силы".

1950-е - Диор и возвращение женственности

Конец 1940‑х и мода 50-х годов становятся, по оценке Юлии Епринцевой, "десятилетием манифеста женственности". Революция New Look Кристиана Диора знаменует решительный разрыв с аскетизмом военных лет. Эксперт Алексеева поясняет: в войну женщина массово выполняла мужские роли, носила форменную одежду, а в послевоенный период возник психологический запрос на возврат к "мирному" образу.

Кристина Диор
Кристиан Диор и модели в платьях от Диор, 1950 год. Фото: Photo by Fred Ramage/Keystone/Getty Images

В 1947 году Диор представляет коллекцию, названную прессой New Look: пышные юбки, тонкая талия, подчеркнутые бедра, плавные линии плеч - все это резко контрастирует с утилитарностью 1940‑х и становится символом роскоши и надежды. Общество разделяется, но именно этот силуэт закрепляет в истории моды идеал "женщины-цветка". Эталоном эпохи становится Мэрилин Монро, а визуальный код "песочных часов" доминирует в рекламе, кино и массовых представлениях о женственности.

Имидж-стилист Епринцева подчеркивает, что идеал 1950-х - это образ женщины, "ухоженной до кончиков ногтей", чья одежда, нижнее белье, обувь и аксессуары работают на единый образ. Нейлон делает революцию в белье, жемчуг и "атомные" мотивы в украшениях закрепляют новый формат элегантности, каблук‑шпилька становится символом жертвенной красоты. Так мода 50-х годов формирует классический стандарт, который до сих пор цитируется как пример безупречного, завершенного образа.

1960-е - мини-юбка и молодежная революция

В 1960‑е молодежная мода впервые становится самостоятельной силой. В истории моды этот период описывается как культурная революция: короткие платья, яркие цвета, геометрические принты, мини-юбка Мэри Куант и хрупкая фигура Твигги становятся символами десятилетия. Мода 60-х закрепляет право молодежи выглядеть и одеваться иначе, чем старшие поколения.

1960‑е молодежная мода
В 1960‑е молодежная мода впервые становится самостоятельной силой. Мэри Куант / Наряды из коллекции дизайнера Ли Сесила / Твигги в осеннем костюме от Bagatel. Мода 1960-х годов. Фото: Photo by Evening Standard/Hulton Archive/Getty Images/Photo by Fox Photos/Getty Images/Photo by Terry Disney/Express/Hulton Archive/Getty Images

Ксения Алексеева отмечает, что каждое поколение стремится визуально отделить себя от предыдущего, и мода становится инструментом самоидентификации. В 1960‑е это проявляется особенно сильно: унисекс, первые массовые коллекции prêt‑à‑porter, распространение джинсов - все это готовит почву для того, чтобы современные стили одежды стали многовекторными и свободными от жестких норм.

1970-е - диско, хиппи и естественность

В моде 70-х годов соединяются сразу несколько мощных течений: диско, рок, хиппи-стиль, этника. Джинсы‑клеш, платформы, длинные волосы, восточные и этнические мотивы формируют образ свободы и естественности. Татьяна Солдатова подчеркивает, что 1970-е стали временем, когда стилистика напрямую связалась с ценностями: пацифизм, экологическое сознание, протест против формальности находят выражение в одежде.

 Коллекции Ginger Group в Лондоне
В моде 70-х годов соединяются сразу несколько мощных течений: диско, рок, хиппи-стиль, этника. Фото: Photo by Evening Standard/Hulton Archive/Getty Images/Photo by John Downing/Express/Hulton Archive/Getty Images/Photo by Evening Standard/Hulton Archive/Getty Images

Ювелир Татьяна Мардарь видит ту же тенденцию в украшениях: в ювелирных трендах 1970-х главенствуют природная тема и этнический стиль - дерево, кость, коралл, плетеные изделия из бисера. Это важный этап в истории стиля, который позже станет опорой для развития экомоды и устойчивых практик.

1980-е - энергия и фитнес-эстетика

Мода 80-х годов ассоциируется с энергией, спортом и культом успеха. Объемные плечи, яркие цвета, блестящие ткани, лосины, спортивные мотивы формируют характерный силуэт 80-х. Тело становится "проектом": фитнес, аэробика, культ стройности и силы получают визуальное выражение в спорт-стиле.

Мода 80-х годов
Мода 80-х годов ассоциируется с энергией, спортом и культом успеха. Фото: Photo by James Jackson/Daily Express/Hulton Archive/Getty Images/Photo by James Jackson/Daily Express/Hulton Archive/Getty Images/Photo by Steve Wood/Daily Express/Hulton Archive/Getty Images

Татьяна Мардарь отмечает, что в 1980-е бижутерия перестает быть фоном и открыто заявляет о себе массивными серьгами-кольцами и браслетами. Аксессуары становятся способом подчеркнуть статус и характер, особенно для молодых людей, которые через моду и стиль декларируют свои амбиции. В истории моды это десятилетие часто описывают как эпоху power dressing - одежды, подчеркивающей власть и уверенность.

1990-е - гранж и шик

Мода 90-х годов строится на контрасте. С одной стороны - гранж: мешковатая одежда, джинсы, кожаные куртки, фланелевые рубашки, образ Курта Кобейна. С другой - стандарты красоты 90-х, закрепленные в образе Кейт Мосс: подчеркнутая худоба, минимализм, нарочитая небрежность. Уличная мода становится полноправной частью истории моды, а вещи, еще недавно считавшиеся "антигламурными", становятся кодом поколения.

Гвинет Пэлтроу и Брэд Питт на премьере фильма
Простые силуэты, деним, кожаные куртки, базовые майки и худи легко адаптируются к запросу на честный, "не отретушированный" стиль. Гвинет Пэлтроу и Брэд Питт на премьере фильма. Фото: Brenda Chase / Stringer/ Getty Images

Алексеева объясняет, почему мода 90-х снова вернулась. Во‑первых, работает цикличность: каждые 20-30 лет индустрия обращается к архивам. Во‑вторых, 1990-е идеально вписываются в современную эстетику минимализма и аутентичности. Простые силуэты, деним, кожаные куртки, базовые майки и худи легко адаптируются к запросу на честный, "не отретушированный" стиль. Для поколений TikTok гранж становится способом уйти от глянцевого стандарта 2000‑х и фильтрованного совершенства 2010‑х.

2000-е - гламур и поп-культура

В моде 2000-х годов доминирует гламур. Джинсы с низкой талией, короткие топы, стразы, мини-сумочки, яркий блонд формируют узнаваемый образ эпохи. Иконы - Бритни Спирс, Пэрис Хилтон, другие звезды поп-культуры. Женская мода нулевых активно использует яркий пластик, неон, блеск - и в одежде, и в аксессуарах.

Бритни Спирс на концерте
Джинсы с низкой талией, короткие топы, стразы, мини-сумочки, яркий блонд формируют узнаваемый образ эпохи. Бритни Спирс на концерте. Фото: Photo by Brenda Chase/Getty Images

Татьяна Мардарь отмечает, что в украшениях нулевых на пике популярности - бижутерия со стразами и яркими камнями, а также неоновые детали. Это продолжение линии на демонстративный успех, начавшейся в 1980‑х, но уже в логике масс-маркета и визуальной культуры телевидения и музыкальных каналов. Для сегодняшних подростков эта эстетика становится предметом ностальгического цитирования и еще одной "возвращенкой" в рамках цикличности моды.

2010-е - соцсети и индивидуальность

В 2010‑е современная мода окончательно переезжает в цифровую среду. Инфлюенсеры и визуальные соцсети начинают задавать тренды не менее эффективно, чем подиумы. Консультант Алексеева отмечает, что социальные сети сократили путь от идеи до тренда: то, что появляется в ленте, может стать массовым за считаные дни. Эстетика становится фрагментарной, формируются "эстетики" - от минимализма до streetwear, которые пользователи собирают под себя.

В это десятилетие на первый план выходят oversize, athleisure, спортивный стиль, а также бодипозитив и diversity. Одновременно нарастает интерес к устойчивой моде, осознанному потреблению, переработке и вторичному использованию вещей. Индивидуальный стиль становится важнее следования одному канону, а современные стили одежды все чаще описываются через ценности: экологичность, этичность, уважение к телесному разнообразию.

2020-е - гендер-нейтральность и экотренды

В 2020‑е мода окончательно становится инклюзивной, гендерно-флюидной и многовекторной. Ксения Алексеева отмечает, что сегодня стиль - это не только про внешний вид, но и про ценности: экологичность, осознанное потребление, инклюзивность, уважение к телесному разнообразию. Гендерно-нейтральные коллекции, fluid-fashion, отказ от жесткого деления на "мужское" и "женское" закрепляются в масс-маркете и на подиумах.

Мода 2020-х  годов
Мода 2020-х годов. Cтиль - это не только про внешний вид, но и про ценности: экологичность, осознанное потребление, инклюзивность, уважение к телесному разнообразию. Фото: Photo by Victor Boyko/Getty Images/Photo by Vittorio Zunino Celotto/Getty Images/Photo by Lyvans Boolaky/Getty Images

Консультанты по устойчивой моде добавляют, что экостиль уже давно перестал быть нишевым: бренды переосмысляют материалы, производство и логистику, внедряют переработку и отслеживание цепочек поставок. Цифровая мода и метавселенные дополняют картину: виртуальные коллекции, AR‑примерочные и цифровые образы расширяют представление о том, что такое мода и стиль.

Основатель и главный дизайнер бренда одежды PEPPIRIS Анжела Янковская описывает главное отличие сегодняшнего этапа: "Основное отличие моды прошлого от моды настоящего - переход от строгой стилевой унификации к персональной интерпретации и смешению". Эклектика становится нормой: элементы рококо могут соседствовать с джинсами, деловым пиджаком и кроссовками. Мода и стиль в одежде для женщин и мужчин больше не диктуют единый образ - человек сам собирает свой визуальный язык из множества источников.

Показ Осень/Зима 2025-2026 и Весна/Лето 2026
Основное отличие моды прошлого от моды настоящего - переход от строгой стилевой унификации к персональной интерпретации и смешению. Фото: Photo by Francois Durand/Getty Images/Photo by Francois Durand/Getty Image/Photo by Francois Durand/Getty Images
Часто задаваемые вопросы

Почему идеалы красоты постоянно меняются?

Эксперты сходятся во мнении, что идеалы тела и стандарты красоты всегда отражают социальный контекст эпохи. В кризис ценится выносливость и сила, в период экономического роста - роскошь и избыточность, в информационную эру - индивидуальность и разнообразие. Расширение доступа к информации и рост влияния разных культур размывают единый эталон, формируя спектр допустимых образов.

Как социальные сети повлияли на моду?

Социальные сети радикально сократили путь от идеи до тренда. Микролидеры мнений и обычные пользователи стали полноправными создателями моды. Мода и стиль демократизировались: тренд может начаться "снизу", а бренды вынуждены прислушиваться к реакциям аудитории в реальном времени.

Почему мода 90-х снова вернулась?

Возвращение моды 90-х - пример цикличности и ответ на запрос на аутентичность. Простота силуэтов, деним, гранж, минимализм и уличная мода хорошо сочетаются с сегодняшней усталостью от избыточного глянца. Для молодого поколения это еще и способ визуально дистанцироваться от идеализированных фильтрованных образов 2010-х.

Что отличает современный стиль от прошлого?

Главное отличие современного стиля - многовекторность и эклектика. Если раньше каждая эпоха имела доминирующую эстетику, то сегодня параллельно существуют десятки стилистических направлений. Выбор стиля больше не определяет образ полностью: человек сам конструирует его из разных источников.

Как технологии влияют на модные стандарты?

Технологии меняют моду на всех уровнях: от цифрового проектирования и виртуальных показов до новых материалов и цифровой моды. Фильтры, AR‑примерочные и социальные сети формируют новые визуальные стандарты, иногда недостижимые в реальности, что вызывает ответные движения - бодипозитив, отказ от ретуши, усиление интереса к натуральности. Параллельно технологии делают возможными устойчивую моду и экостиль, где важны не только вещи, но и их "след" для планеты.

От женственности 50-х до безликой коммерции - как мода перестала быть искусством

Известный историк моды, стилист и дизайнер Владислав Лисовец подвел итог темы, согласившись с мнением наших экспертов:

 Владислав Лисовец
Владислав Лисовец Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости

"В истории костюма за последние 100 лет прослеживается четкая эволюция силуэта. В 1950-е годы доминировала женственность, в 1990-х - уличный стиль. Все это абсолютно верно".

Современный этап, по словам Лисовца, характеризуется возвращением элегантности и сдержанности, хотя всего пять лет назад стилист фиксировал моду на спортивную одежду и уличные тренды.

"Мода всегда была необходима человечеству, меняла людей и общество, но сегодня это еще и жесткий бизнес, - продолжает Лисовец. - Творчеством она перестала быть уже давно. Если раньше моду формировали известные личности, то сегодня это размывается. Ставки делаются на бренды, тщательно продумываются коллекции. Мода перестала навязывать тренды сверху - она выходит из народа, из социума, стала безликой, стремительной и превратилась в жесткий коммерческий процесс", - заключил в интервью "РГ" Владислав Лисовец.

Заключение

За сто лет мода и стиль прошли путь от жестких корсетов и унифицированных образов до свободы тела, эклектики и осознанного потребления. История моды показывает, как на глазах менялись силуэты, эволюция красоты и стандарты моды - от единого эталона к множеству допустимых форм.

Сегодня мода перестала диктовать и начала предлагать, давая человеку инструменты для самовыражения. Стиль - это уже не подражание, а выбор и отражение личности. В этом контексте вопрос не столько в том, какой "стиль сейчас в моде", сколько в том, какой стиль помогает честно выразить себя, сохраняя баланс между практичностью, эстетикой и осознанностью.

Образ жизни