Маленький, да везучий: В Москве сетевые магазины стали нанимать на работу роботов-курьеров

В Москве роботы-курьеры начали доставлять заказы из сетевых магазинов
Вслед за маркетплейсами сетевые магазины стали нанимать на работу роботов-курьеров. С помощью крепких машинок на шести колесах, которых нередко сравнивают с луноходами - роверами, предприниматели пытаются закрыть кадровый дефицит. Им выгоднее один раз купить электромобиль, а не выплачивать каждый месяц по 300 тысяч рублей одному курьеру - именно такие зарплаты до сих пор на рынке доставки.
Сейчас по Москве разъезжают около 200 вот таких роботов, но со временем их станет больше.
Сейчас по Москве разъезжают около 200 вот таких роботов, но со временем их станет больше. / Валерий Шарифулин/ТАСС

В агрегированной базе центра "Профессии будущего" сейчас более 7,2 тысячи вакансий курьеров, включая пеших, вело- и авто-. Зарплаты разные: от 130 тысяч до 300 тысяч рублей. Такие деньги привлекают студентов, домохозяек, пенсионеров и даже людей с высшим образованием. Каждый третий из них выходит всего на пару часов, когда удобно или после основной работы, поэтому курьеров в городе по-прежнему не хватает. Вот и присматриваются владельцы торговых сетей к железным работягам. Одна из них на днях запустила роверов для развозки онлайн-заказов в районе Аэропорт на севере Москвы. Маленькие роботы с логотипом магазина и игривой надписью "Маленький, да везучий", кстати, довольно тяжелые - весом около 70 килограммов. В его корзину помещается до 20 килограммов разных продуктов. Машинка с ними приедет и в дождь, и в снег, и в любой мороз. В приложении магазина по-прежнему можно выбрать и живого курьера. И если последний позвонит в дверь и отдаст пакет с продуктами в руки, то к роботу все-таки придется спуститься и забрать заказ у подъезда. Пока магазин только знакомится со способностями железных сотрудников. Но если через два месяца роботы всех устроят, то они появятся и в других районах, а это порядка 400 магазинов.

Всего же по Москве, по подсчетам столичного департамента транспорта, разъезжают порядка 200 роботов-доставщиков, которые выполняют более 1,5 тысяч заказов в сутки. В департаменте утвердили уже и порядок их работы. У всех роботов-курьеров, как на машинах, появятся индивидуальные номера. Это позволит опознавать каждое устройство и регулировать их передвижение в разрешенных зонах, не мешая пешеходам. К слову, сейчас скорость роверов ограничена до 10 км/ч.

"Мы видим растущий интерес жителей столицы к беспилотным технологиям, - комментирует заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. - Внедряем в работу сервисов новые решения, которые повышают качество обслуживания горожан. Единые и понятные правила эксплуатации автономных курьеров повысят безопасность доставок. Среднее время доставки с роботами - около 15 минут".

"Купить робот предпринимателю выгоднее, чем нанимать человека, который может заболеть или не выйти на работу, да и налоги на него не надо платить. Думаю, совсем скоро на улицах их станет больше, а стоимость доставки снизится", - прогнозирует Инга Корягина, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.

А что же люди? Курьеры по-прежнему требуются. И пока их средний доход увеличивается на 15% ежегодно. В 2025 году он превышает 100 тысяч рублей в месяц. "Это мотивирует около половины тех, кто ушел, вернуться к доставке", - говорят в компании Х5 ("Пятерочка", "Перекресток" и др.).

Купить робота предпринимателю выгоднее, чем нанимать человека, который может заболеть, да и налоги на него не надо платить

Привлекают в этой службе и чаевые: по прогнозам компании, к концу 2025 года курьеры получат от москвичей более 50 миллионов рублей "благодарности", средний размер которой составляет 100 рублей.

"Подозреваю, что роботы нерентабельны, иначе они бы в условиях дефицита рабочей силы появлялись в столице лавинообразно, - говорит Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент "ОПОРА России". - Для предпринимателей роботы пока скорее маркетинговый ход".

Кстати

Секретарь, консьерж, промоутер, консультант и аниматор - всех этих работников легко может заменить робот Арди. Железного специалиста показали на Meet Global MICE Congress 2025. Человекоподобный робот, оснащенный искусственным интеллектом, выступил там и сам назвал свои преимущества: "Я никогда не устаю, не теряю голос и меня не надо кормить". Еще одну новинку заметили на днях в Береговом проезде. Там установили робота для мойки фасадов ЖК. Машина движется по рельсам, проложенным вокруг здания. Устройство оснащено выдвижным шпателем для мойки стекол на верхних этажах.