
В агрегированной базе центра "Профессии будущего" сейчас более 7,2 тысячи вакансий курьеров, включая пеших, вело- и авто-. Зарплаты разные: от 130 тысяч до 300 тысяч рублей. Такие деньги привлекают студентов, домохозяек, пенсионеров и даже людей с высшим образованием. Каждый третий из них выходит всего на пару часов, когда удобно или после основной работы, поэтому курьеров в городе по-прежнему не хватает. Вот и присматриваются владельцы торговых сетей к железным работягам. Одна из них на днях запустила роверов для развозки онлайн-заказов в районе Аэропорт на севере Москвы. Маленькие роботы с логотипом магазина и игривой надписью "Маленький, да везучий", кстати, довольно тяжелые - весом около 70 килограммов. В его корзину помещается до 20 килограммов разных продуктов. Машинка с ними приедет и в дождь, и в снег, и в любой мороз. В приложении магазина по-прежнему можно выбрать и живого курьера. И если последний позвонит в дверь и отдаст пакет с продуктами в руки, то к роботу все-таки придется спуститься и забрать заказ у подъезда. Пока магазин только знакомится со способностями железных сотрудников. Но если через два месяца роботы всех устроят, то они появятся и в других районах, а это порядка 400 магазинов.
Всего же по Москве, по подсчетам столичного департамента транспорта, разъезжают порядка 200 роботов-доставщиков, которые выполняют более 1,5 тысяч заказов в сутки. В департаменте утвердили уже и порядок их работы. У всех роботов-курьеров, как на машинах, появятся индивидуальные номера. Это позволит опознавать каждое устройство и регулировать их передвижение в разрешенных зонах, не мешая пешеходам. К слову, сейчас скорость роверов ограничена до 10 км/ч.
"Мы видим растущий интерес жителей столицы к беспилотным технологиям, - комментирует заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. - Внедряем в работу сервисов новые решения, которые повышают качество обслуживания горожан. Единые и понятные правила эксплуатации автономных курьеров повысят безопасность доставок. Среднее время доставки с роботами - около 15 минут".
"Купить робот предпринимателю выгоднее, чем нанимать человека, который может заболеть или не выйти на работу, да и налоги на него не надо платить. Думаю, совсем скоро на улицах их станет больше, а стоимость доставки снизится", - прогнозирует Инга Корягина, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.
А что же люди? Курьеры по-прежнему требуются. И пока их средний доход увеличивается на 15% ежегодно. В 2025 году он превышает 100 тысяч рублей в месяц. "Это мотивирует около половины тех, кто ушел, вернуться к доставке", - говорят в компании Х5 ("Пятерочка", "Перекресток" и др.).
Привлекают в этой службе и чаевые: по прогнозам компании, к концу 2025 года курьеры получат от москвичей более 50 миллионов рублей "благодарности", средний размер которой составляет 100 рублей.
"Подозреваю, что роботы нерентабельны, иначе они бы в условиях дефицита рабочей силы появлялись в столице лавинообразно, - говорит Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент "ОПОРА России". - Для предпринимателей роботы пока скорее маркетинговый ход".
Секретарь, консьерж, промоутер, консультант и аниматор - всех этих работников легко может заменить робот Арди. Железного специалиста показали на Meet Global MICE Congress 2025. Человекоподобный робот, оснащенный искусственным интеллектом, выступил там и сам назвал свои преимущества: "Я никогда не устаю, не теряю голос и меня не надо кормить". Еще одну новинку заметили на днях в Береговом проезде. Там установили робота для мойки фасадов ЖК. Машина движется по рельсам, проложенным вокруг здания. Устройство оснащено выдвижным шпателем для мойки стекол на верхних этажах.