В Воронеже открыли для публики уникальную античную фреску

Каменную плиту с воином, нарисованным 2,5 тысячи лет назад, выставили в Музее имени И. Крамского. Фреска хранилась в запасниках более 100 лет. Без реставрации показать ее было невозможно. Теперь древнего всадника с копьем освободили из-под слоя минеральной пыли и остатков клея. Он стал центральным экспонатом в зале античного искусства.
Античную фреску теперь можно увидеть в постоянной экспозиции в Воронеже.
Античную фреску теперь можно увидеть в постоянной экспозиции в Воронеже. / Татьяна Ткачева

Неизвестный художник в IV веке до н.э. изобразил воина для украшения гробницы близ итальянской Капуи. В 1871 году фреску выпилили и продали через посредников в музей Дерптского (Юрьевского) императорского университета. Одним из дилеров выступил немецкий археолог Вольфганг Гельбиг, у которого было отменное чутье. Благодаря ему собрана коллекция античной скульптуры, которая составляет гордость Глиптотеки в Копенгагене, и куплен ряд редкостей для Эрмитажа.

Дерптские антики попали в Воронеж в 1918-м, при эвакуации университета. Вуз позже вернулся, а древности остались и поступили в фонды областного музея изобразительных искусств. Судя по фотографиям и описаниям, италийскую фреску за 150 лет ее пребывания в России ни разу не выставляли. По камню проходила сквозная трещина, краска местами отслаивалась. "Увидев эту фреску впервые, я вспомнила лекции по истории: мол, памятники монументальной античной живописи не сохранились. Было ясно, что предмет - исключительной важности. В нашей стране подобного нет нигде!.. - отметила ученый секретарь Музея имени И. Крамского Наталья Бакина.

Фреска хранилась в запасниках более 100 лет. Без реставрации показать ее было невозможно

Такие фрески были характерны для гробниц IV века до нашей эры в Южной Италии. Их рисовали художники из Пестума, Капуи и Нолы. Археологи нашли около 20 памятников, но большая часть их погибла при бомбардировке Капуи. "Сюжет "Возвращение воина" типичен для античной культуры. В росписях стен изображали процессии людей, встречающих всадника. Обычно там присутствуют слуга, лошади со скарбом, женщина с сосудом и одежда врага, поднятая на копье или повязанная на груди коня. Это можно трактовать и как возвращение с войны, и как проводы в мир иной", - пояснила доцент кафедры всеобщей истории искусств истфака МГУ Надежда Налимова.

Реставрировали плиту в Научно-реставрационном центре имени И. Грабаря. Чтобы смыть кристаллы солей из воды, стекавшей в гробницу столетиями, пришлось подбирать специальный гель. Такую "химию" используют при реставрации более поздних фресок, например в храмах. Для античного памятника технологию применили впервые. Теперь живопись снова выглядит яркой и полупрозрачной, как акварель.