В Большой театр вернулась "Сервилия" Римского-Корсакова

Это единственное произведение гениального Римского-Корсакова, написанное не по мотивам сказок или отечественной истории, а на сюжет, повествующий о героях Древнего Рима. И хотя композитор работал над партитурой с воодушевлением, в отличие от абсолютного большинства его сочинений "Сервилию" успех обошел стороной. Эта опера выдержала лишь семь премьерных показов осенью 1902 года на подмостках Мариинского театра и канула в Лету. На последнем спектакле разочарованная публика даже преподнесла автору венок. С тех пор звучит она крайне редко, и даже нет фрагментов, которые приглянулись бы исполнителям в качестве концертных номеров.
Сервилия - Екатерина Морозова, Соран Барея - Владислав Попов.
Сервилия - Екатерина Морозова, Соран Барея - Владислав Попов. / Предоставлено пресс-службой Большого театра

Но Римский-Корсаков продолжал интересоваться античными сюжетами и надеялся "в будущем начать искать утешение в чтении романов из древнего мира". При этом в автобиографии композитор признавался: "Я никому не говорил о своем решении писать "Сервилию". И отправился работать над оперой в Швейцарию. Но после данной "пробы пера" к чужеземным историческим сюжетам больше не обращался. Хотя и считал свою "Сервилию" незаслуженно поруганной.

Нынешнее появление "Сервилии" в Большом театре прошло без эксцессов. Это реплика спектакля десятилетней давности, который режиссер Ольга Иванова поставила в Камерном театре имени Бориса Покровского, можно сказать, по заказу великого дирижера Геннадия Рождественского, который коллекционировал исполнение "реликтовых" партитур, всю жизнь азартно разыскивая невероятные редкости. Тогда накануне премьеры он рассказывал, что о своей "Сервилии" грезил 35 лет. А смог осуществить мечту только в канун собственного 85-летия.

Из камерного пространства Театра Покровского, где публика размещалась на скамьях, смонтированных по принципу древнеримского амфитеатра, и могла себя ощутить едва ли не участником событий, нынешний спектакль, перенесенный в стандартную театральную обстановку Новой сцены, укрупнен в масштабе декораций, эффектных видеопроекций (сценография и костюмы Виктора Герасименко) и количества персонажей, но не в силе эмоциональных переживаний. Хотя и теперешней версией пятиактной (идущей три с половиной часа с двумя антрактами) постановки занималась лично Ольга Иванова.

Почти десять лет назад Геннадий Рождественский провел один-единственный премьерный спектакль, но он оказался незабываемым. Дирижерской волей музыка обрела величие, которого, казалось, в ней изначально не было. Главную роль сыграл оркестр - мощный, стройный, метафоричный. Тогда перед премьерой Рождественский, оркестр и солисты Камерного музыкального театра сделали первую и пока единственную аудиозапись этой оперы Римского-Корсакова.

Большой театр вернул москвичам малоизвестную оперу Римского-Корсакова - его единственное сочинение из истории не России, а Древнего Рима

За музыкальное возрождение легенды отвечал дирижер Антон Гришанин. Создалось впечатление, что всем не хватило репетиций, а солисты и музыканты оркестра просто вымотаны, и погрузиться в пучину кровавых древнеримских страстей ни у кого уже нет сил. Да еще в преддверии новогодних праздников, которые никак не соотносятся с сюжетом, позаимствованным в одноименной драме Мея о временах Нерона.

Сервилия (Екатерина Морозова, которой досталась самая сложная "высотно-силовая" партия в опере), дочь сенатора Сорана (Владислав Попов), пройдет путь от римской аристократки до христианской мученицы - пожертвует жизнью ради возлюбленного. Первых христиан в языческом Риме Римский-Корсаков показывает через старика (Владимир Байков), который олицетворяет апостола Павла, проповедовавшего христианство в Вечном городе и казненного по приказу властного римского императора, последнего правителя из династии Юлиев-Клавдиев. Фоном для этой, быть может, главной мысли оперы служат религиозные культы античности, оккультизм и мистика (на сцене появляется волшебница Локуста в исполнении эффектной Елены Манистиной). И бурная жизнь трибунов и сенаторов, состоящая из доносов, интриг и предательств, проходящая на форумах и в термах, среди рабов и гетер.

Виновником трагедии Сервилии станет бывший раб Эгнатий (статный рыжеволосый злодей в исполнении Андрея Потатурина). Он влюбился в красавицу и, отвергнутый, максимально жестоко отомстит: оклевещет, обвинив в предательстве ее отца и жениха - Валерия (Илья Селиванов, для которого эта роль стала вокальным испытанием). Ее смерть - искупление за грешников и язычников. Основной мотив Римского-Корсакова, как во многих иных его операх, - это неизбежное жертвоприношение женщины. В этом ряду и "Царская невеста", и "Псковитянка", и "Снегурочка"...