
Разговор с земляками можно назвать прямым в полном смысле этого слова: глава Поморья дал ответ на самые резонансные вопросы жителей области. Эфир длился более двух часов, а всего на прямую линию поступило 1500 обращений. Подать их можно было разными способами: через кол-центр, в социальных сетях, через платформу обратной связи на портале "Госуслуги". Плюс к этому во время проведения трансляции в кол-центр телекомпании поступило более 50 звонков от северян из разных уголков Поморья.
Глава региона лично ответил на несколько десятков вопросов: на каждое обращение дал максимально развернутые и честные ответы.
Так, один из наиболее острых касался работы главного пассажирского перевозчика Архангельска - компании "Рико".
- Мы в ежедневном режиме собираем жалобы, с которыми люди обращаются к нам через разные ресурсы. И действительно, вопрос транспортного обслуживания сегодня вызывает много нареканий со стороны горожан. Справедливых нареканий. Я абсолютно согласен с тем, что качество обслуживания надо существенно повышать. Изначально, когда принималось решение о том, что в регион заходит централизованная компания, мы, проводя конкурсы, хотели увидеть единого оператора, который будет предоставлять новые автобусы хорошего, комфортного класса. Ну и, конечно, видели в этом новую культуру предоставления услуг общественного транспорта, - пояснил глава региона. - К сожалению, были разные периоды. Сначала период становления, потом период стабилизации, затем пошло серьезное ухудшение качества. В последний год основные жалобы жителей - на недостаточное соблюдение расписания движения автобусов, дефицит подвижного состава, особенно в часы пик.
Одна из причин - недостаток средств: повышение тарифа на общественный транспорт было проведено совсем недавно (впервые за несколько лет), а большое количество автобусов компании сейчас стоят на ремонте - у перевозчика было недостаточно ресурсов для того, чтобы быстро починить транспорт. Плюс к этому подорожало топливо, а также обслуживание парка. Но сейчас, по словам губернатора, "под повышенный тариф" компания должна вложить собственные заемные средства и вывести на линии почти сто процентов автобусов. Кстати, "Рико" уже нашла возможность перебросить в Архангельск 20 автобусов из других регионов: они вышли на линии.
В любом случае вопросы по улучшению качества городского транспорта стоят на повестке дня. "Мы будем ими заниматься и обязательно добьемся того, чтобы с учетом повышения тарифов компания начала выполнять все свои обязательства в том виде, в котором жители городов от них ждут", - подчеркнул губернатор.
Поступили вопросы и от жителей Соловков. Первый - планируется ли повышение цен на авиабилеты из Архангельска на Соловки и обратно? Если да, сколько это будет стоить? "Поскольку для нас, соловчан, это очень важный момент. Особенно зимой: авиатранспорт - единственный способ попасть в областной центр. И для решения медицинских вопросов, и для оформления документов: ряд из них можно оформить только в Архангельске, и это очень сильно бьет по карманам". Волнует жителей Соловков и то, как будет организована работа детского сада в период проведения ремонтных работ.
- В 2029 году будет праздноваться 600-летие основания первого монашеского поселения на Соловецком архипелаге. Это общероссийское, если не сказать общемировое, событие. Соответствующий указ президента был подписан почти два года назад, и сегодня идут большие работы по подготовке к празднованию и по восстановлению, а также реконструкции инфраструктуры Соловецкого архипелага. Ведутся огромные работы по реставрации объектов культурного наследия, будет построен новый корпус Соловецкого музея. Я очень надеюсь, что большая часть уникальных экспонатов и святынь, которые раньше хранились на Соловках, туда вернутся. По крайней мере, я делаю для этого все и буду на этом настаивать. Считаю, что это правильно.
Идет работа по реконструкции социальной инфраструктуры Соловков: мы в этом году пустили в строй новый корпус больницы на 40 коек со стационаром. В прошлом году построили и запустили новую взлетно-посадочную полосу, отвечающую всем требованиям безопасности, а в этом году ввели в эксплуатацию новое здание терминала, при этом полностью сохранили его исторический облик, но сделали комфортным и современным внутри. Сейчас идут большие работы по выстраиванию новой комплексной системы по водоотведению и водообеспечению. И много-много других проектов, включая обновление причала, новый мусоросортировочный комплекс, что для территории с особым экологическим статусом особенно важно.
Но мы понимаем, что Соловки - это и муниципалитет, в котором живут около тысячи человек. Первый вопрос, касающийся авиабилетов: удорожание в тарифе на следующий год не предусмотрено. Более того, мы хотим найти приемлемый вариант для того, чтобы билеты для соловчан были дешевле, чем для туристов. Пока, скажу честно, юридически достаточно сложно найти конструкцию, при которой это сделать можно, поскольку законодательство предполагает единые подходы ко всем без ущемления прав какого-либо гражданина РФ по территориальному принципу.
По детскому саду: действительно, мы планируем капитальный ремонт, он будет проходить с июня по конец ноября следующего года. Мы предполагаем перевести детей на время проведения ремонтных работ в здание яслей. Договорились, что питание организуют через пищеблок школы: там будут готовить и в термосах приносить в детский сад, а прогулки будут проходить на территории школы.
Александр Цыбульский также отметил, что капремонт детского сада на Соловках сделает его современным и позволит многие годы принимать маленьких соловчан.
Много обращений на прямую линию было связано с ремонтом дорог, в том числе федеральной трассы М8 "Холмогоры", а также котласского направления. Жителей региона интересует, когда заасфальтируют два оставшихся по пути в южную столицу Архангельской области гравийных участка.
По словам Александра Цыбульского, приведение в нормативное состояние этой дороги остается приоритетным. Протяженность ее составляет в целом 296,6 километра, а длина покрытия в нормативном состоянии - 266,6. В рамках нацпроекта удалось отремонтировать 149,3 километра трассы, в текущем году - 30,741 километра. Ремонт еще одного участка протяженностью 10,5 километра запланирован на 2026 год.
Самые сложные участки на этой трассе получили народное название "красноборские" и "черевковские угоры", - чтобы движение стало безопасным, требуется строительство дороги в обход. Глава региона сообщил, что в 2026 году завершится корректировка проектной документации обхода, после чего с учетом финансовых возможностей можно будет уточнить сроки выполнения работ.
- Участок действительно требует внимания. В 2025 году шла работа над проектно-сметной документацией, она в финальной стадии подготовки и будет завершена в начале 2026 года. Когда будет понятен сметный прогноз, появится возможность дальше определяться с финансированием, - сказал Александр Цыбульский.
Тем временем по поручению президента строится дорога Архангельск - Онега. Отметим, что всего необходимо привести в порядок 137 километров трассы: на участке протяженностью 58,5 километра работы завершены, 25,8 километра в работе - их "оденут" в асфальтобетонное покрытие. Правда, план ремонтных работ был разработан с учетом поэтапного федерального финансирования, а в полном объеме оно не поступило. Тем не менее при поддержке зампреда правительства РФ Марата Хуснуллина в федеральном бюджете запланировано выделение дополнительных средств на участки Онега - Покровское и Тамица - Кянда.
- Поручение президента исполняется, дорога строится и обязательно будет достроена, но, возможно, со сдвигом вправо. Ремонт идет медленнее, это связано с финансированием, - уточнил Александр Цыбульский.
Глава региона ответил и на обращения северян по поводу переселения из аварийного жилья.
- Основные средства пойдут на переселение людей из аварийного жилья в опорных населенных пунктах. В Архангельской области 87 процентов проживает именно в 26 опорных населенных пунктах, поэтому мы на себя взяли повышенные обязательства. Но при этом мы не можем оставить без внимания населенные пункты, которые не входят в опорную сеть, - отметил Александр Цыбульский. - Было принято решение: если дом признается аварийным и есть угроза его разрушения, то его расселение в перво-очередном порядке также будет финансироваться за счет программы. Если есть судебное решение о том, что дом в населенном пункте, не входящем в опорную сеть, признан аварийным, то это тоже может быть основанием для предоставления финансирования. Поэтому, несмотря на то что подход к реализации программы изменился, те дополнения, которые нам удалось внести в нормативно-правовые акты, позволят нам уделять внимание всем населенным пунктам Архангельской области.
В целом в регионе необходимо расселить более полутора миллионов квадратных метров аварийного жилья. В рамках нового федерального проекта "Жилье" - не менее 357 тысяч квадратных метров.
- В этом году мы направим на переселение около двух миллиардов рублей - это будет в основном выкуп жилья. На следующий год запланировано финансирование в объеме четырех миллиардов рублей с учетом сегодняшнего положения бюджетов всех уровней, но я не сомневаюсь, что эти объемы будут увеличены, - отметил Александр Цыбульский. - Программой переселения я занимаюсь лично, и ни одной моей встречи с президентом страны не проходило без обсуждения этого вопроса. Надо сказать, что он хорошо знает о проблеме и всегда приоритизирует работу федерального правительства, чтобы оно обращало внимание на такие регионы, как Архангельская область. Благодаря его поддержке нам удалось снизить уровень регионального софинансирования новой программы с 40 до 10 процентов, применив механизмы комплексного развития территорий и масштабных инвестиционных проектов.
Другие итоги прямой линии: с руководством "Лукойла" будет проработан вопрос о сохранении АЗС в Шенкурском округе, правительство региона окажет дополнительную поддержку по отправке талантливых детей в образовательный центр "Сириус", продолжится, как и планировалось, финансирование мероприятий по поддержке поставщиков соцуслуг.
- Часть вопросов удалось разобрать прямо в эфире, по остальным дал поручения правительству региона и главам муниципалитетов, - подвел итоги диалога с земляками Александр Цыбульский. - Все обращения зафиксированы, ни одно не останется без ответа, будем разбираться в каждом случае и доводить решения до результата. Спасибо всем, кто нашел время задать вопрос, высказать свое мнение или предложение. Именно такая обратная связь помогает точнее выстраивать работу и понимать, где нужно ускоряться, а где менять подходы.