Авторы проекта уверены, что их программа позволит расследовать те дела, где профиль отправителя скрыт и аноним подозревается в распространении экстремистских материалов, подделке документов, высказывании угроз или фейковых заявлениях от имени третьих лиц. Юристы надеются, что со временем их ПО заместит существующие иностранные аналоги, которые распознают пользователей по клавиатурному почерку в автоматическом режиме на основе технологий ИИ.
Такие системы (они называются кейлоггеры) работают в браузерах в режиме онлайн. Происходит это так: принимая пользовательское соглашение, человек разрешает роботу следить за его электронным почерком. А соответственно, делать выводы об авторе: когда и кто оставил свой цифровой след на просторах интернета.
Если кратко, то сама программа уже умеет фиксировать длительность нажатия клавиш на клавиатуре с точностью до тысячных миллисекунд, анализирует не просто орфографические ошибки, а закономерности пишущего: ритм письма, паузы, лишние пробелы, дисграфию, замену слов символами, смайликами, замену "Ё" буквой "Е" и тому подобное. Система собирает эти закономерности и переносит их в таблицы данных. А уже на их основании окончательные выводы будет делать эксперт.
Его заключение может усилить доказательную базу следователей. В будущем эту технологию, как рассчитывают инициаторы проекта, смогут применять следственные органы и суды.
"Существующие системы-кейлоггеры - частные. Для обеспечения юридических процедур важно, чтобы данные о носителе почерка хранились в России, у уполномоченного органа. Поэтому мы работаем над нашим собственным кейлоггером, - уточняет младший научный сотрудник университета Анна Сосновикова. - Для чего это нужно? Клавиатурный почерк относится к биометрическим персональным данными. Он кодируется цифрами и символами. Юридически значимые решения не могут приниматься на основании автоматической обработки персональных данных, даже если вдруг у какого-то пользователя есть доступ к такому инструменту. Итоговое заключение будет делать эксперт, чтобы при необходимости суд мог назначить повторную судебную экспертизу и оценить достоверность сделанных выводов и заключений, проверить: соблюдена ли методика по установлению исполнителя".
Спрашивается, а с какой базой данных эксперт будет сличать новые почерки?
Во-первых, такие данные можно получать из системных записей компьютера в рамках судебной экспертизы. А тем людям, в отношении которых уже ведутся наблюдения, кейлоггер будет отправляться скрытно в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Третий вариант - системы, собирающего такие данные о почерке, можно устанавливать через администраторов тех сайтов, где пользователи публикуют противоправный контент.
В дальнейшем планируется, что данные будут храниться на ресурсах Единой биометрической системы, а уполномоченные сотрудники получат возможность их запрашивать. База данных образцов почерка будет постоянно пополняться.
"Даже если текст был надиктован голосом или сгенерирован нейросетью, при его редактировании или копировании автор неизбежно оставляет следы своей манеры работы с клавиатурой. Именно по совокупности признаков можно установить: текст напечатал конкретный человек… или его подделали", - дополняет Анна Сосновикова.
Например, первые 27 добровольцев напечатали по три текста в различных условиях. А затем к участникам эксперимента присоединились и студенты вуза, которые установили тестовую программу на свои компьютеры. Тогда уже "шпион" работал автономно, наблюдая за тем, как люди вводят запросы в строке браузера, как общаются в десктопных версиях мессенджеров.
На этих разных примерах ученые смогли подтвердить свою гипотезу об уникальности цифрового почерка. Данный проект называется "Криминалистическое исследование клавиатурного почерка" и реализуется в рамках государственного гранта Российского научного фонда под руководством заведующего кафедрой криминалистики имени Герасимова Дмитрия Воронкова.
А между тем, директор учебно-научного центра "Искусственный интеллект" УрФУ Андрей Созыкин отметил, что вуз пытался изучать "цифровой почерк" студентов в образовательных целях, например, чтобы идентифицировать студентов на контрольных работах.
"Наши студенты пробовали делать такой проект для того, чтобы включить в систему прокторинга (это система дистанционного контроля за процессом сдачи экзамена): определять, что именно конкретный студент сам выполняет учебные задания на образовательной платформе, а не кто-то другой вместо него. В ограниченных условиях смогли различать людей. Исследования в этом направлении нужны: сейчас технология показывает действительно хорошие результаты в контролируемых условиях, например, если все участники эксперимента работают на одной клавиатуре. А вот научиться достоверно определять человека по "цифровому почерку" на различных устройствах и в разных условиях (болезнь, усталость, повреждения пальцев) значительно сложнее", - подчеркнул Андрей Созыкин.