
Супруга Зейделя и сын погибли: жена - в гетто, сын - во время побега. Зейдель с дочерьми сумели выбраться через туннель с другими беглецами и уйти в партизаны.
Стена памяти создана на деньги фонда Чарльза Кушнера, отца Джареда. Всего бежало из гетто 250 человек. Рядом с каждой фамилией тех, кто спасся, в Стене прорублено окошко - выход в жизнь. Но выжили не все. Сын Зейделя был среди погибших - вместо выхода у него могильная плита.
Что такое гетто, где погибло почти шесть тысяч человек, можно увидеть в мемориальном "Музее еврейского сопротивления". Трудно представить, как можно было под самым носом у охраны четыре месяца подряд ночью рыть туннель длинной 250 метров. В бараке, где в комнаты набивали по 30 человек, спальное место на нарах было 65 сантиметров в ширину, а паек составлял 125 граммов хлеба в день. Люди жили и сопротивлялись. Устроили лаз, замаскированный люком. Придумали рельсы, чтобы собирать отвал в подобие тачки, умудрились провести свет, работали на четвереньках. Землю, спрятав в одежде, выносили на улицу.
Когда мы были в Новогрудке, открылась фотовыставка. Стена с фотографиями бежавших из гетто людей, а под фото - пронзительные воспоминания. Есть и то, которое оставил Зейдель Кушнер: 7 мая 1943-го: "Они увели на расстрел 250 женщин. Среди них была моя жена Хинда и племянница Тамара, жена и сын брата, мать Даниэля Осташинского с тремя детьми. Жертв заставили лечь лицом вниз, брали по десять человек, расстреливали и бросали в яму".
Спасшиеся через туннель евреи бежали в лес, где фашистов держал в страхе легендарный отряд "Лесной Иерусалим" братьев Бельских. Мне посчастливилось познакомиться с Ароном Бельским - младшим из братьев.

"Мы с братьями (а было у нас в семье 10 братьев и две сестры) выросли в деревне. А там простая философия: почему кто-то должен прийти и забрать то, что заработано нами? Мы не боялись леса, как боялись его немцы", - рассказал он "РГ". В этих лесах началась история семьи дедушки и бабушки зятя Трампа. Итак, Зейделю с дочками удалось уйти в партизаны. Девушек звали Рая и Лея. Рая встретила в отряде свою любовь - Иосифа Берковича, будущего деда Джареда Кушнера.
Семья самого Зейделя Кушнера была зажиточной. Его отец шил меховые шапки и шубы, имел собственный магазин. Это семейное умение пригодилось Кушнеру в отряде: он шил шапки, телогрейки, одежду для бойцов. Между прочим, в отряде братьев Бельских воевало 1000 человек.
"Есть книга американки Бетти Коэн "Люди из туннеля" - об этих людях, их семьях и последующих поколениях. Ее мама Фаня Бродская (Дунец) составляла списки для побега из гетто. Мне повезло быть знакомой лично со многими партизанами отряда братьев Бельских. И большую группу этих людей из разных стран я возила в Налибокскую пущу, где и был партизанский лагерь", - рассказала "РГ" Тамара Бородач, руководитель фонда "Корни" из Израиля.