Будут ли российские историки отмечать 250-летие образования США? Академик Чубарьян подвел итоги года и рассказал о планах на будущее

Академик Чубарьян рассказал, будут ли историки в РФ отмечать 250-летие США
Когда пройдет Всемирный конгресс учителей истории и какие страны к нам приедут? Почему европейцев так волнует история смертной казни? Будут ли в России отмечать 250-летие образования США? Научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян подвел итог уходящего года и рассказал, какая история будет дальше у страны.
Александр Чубарьян: Мы будем обсуждать суверенитет в истории и принципы многополярного мира.
Александр Чубарьян: Мы будем обсуждать суверенитет в истории и принципы многополярного мира. / Аркадий Колыбалов

Каким останется в истории 2025 год?

Александр Чубарьян: Для нашей страны этот год был непростым. С одной стороны, специальная военная операция, которая, мы надеемся, двигается к своему завершению. С другой - многое делалось для внутреннего развития. В 2025 году был поставлен акцент на социальную проблематику - как в принятых законодательных актах и указах, так и в конкретных делах. Особенно это касалось участников СВО и их семей, что было предметом специального внимания президента. Мы серьезно продвинулись и в совершенствовании нашей судебной системы. Напомню, что нарекания на ее работу поступали особенно из регионов.

А что лично для вас является достижением уходящего 2025-го?

Александр Чубарьян: Издание совместного труда со странами СНГ к 80-летию Победы. Ведь это первая такая работа в гуманитарной области. Она длилась около двух лет, была очень сложной, но в итоге нашли тот самый ключ к нашим разногласиям и заключен тот самый консенсус, который позволил эту книгу издать. Мы получили отличные отклики не только в ближнем зарубежье, но и в нашей стране. К примеру, только что в Перми завершилась учительская конференция, посвященная преподаванию истории, где эта книга была специально анонсирована и представлена с подачи губернатора.

Будете еще что-то делать вместе с историками СНГ? Есть новые проекты?

Александр Чубарьян: Да, ведем переговоры с коллегами о сотрудничестве по теме Великой Отечественной и Второй мировой войн. Первый проект посвящен архивам и мог бы быть дополнением к сборнику "Народы Советского Союза и Великая Победа". Каждая страна подготовит материалы из собственных хранилищ.

Кстати, Российский государственный гуманитарный университет завершил беспрецедентную работу - это 10 томов документов по каждой стране СНГ из российских архивов, посвященных истории Великой Отечественной войны. Ждем теперь материалы от коллег и надеемся завершить работу к концу 2026 года.

Второе. Есть предложение историка из Киргизии о подготовке сборника на тему "Советская женщина в годы войны". Надеюсь, что и другие страны СНГ присоединятся.

И третья задача - проект, который бы рассказал, как жили эвакуированные в советские республики учреждения науки, культуры, образования и промышленные предприятия. Помимо историков из Казахстана, Киргизии и Таджикистана к этой теме проявили интерес и историки из Азербайджана.

Война - тема для СНГ святая, даже если кто-то спорит, в какой из войн его республика участвовала: в Великой Отечественной или Второй мировой. Однако в нашей общей истории были гораздо более, скажем мягко, дискуссионные периоды. Надеетесь на понимание свой позиции?

Александр Чубарьян: Историческая память разных народов всегда дискуссионна. Особенно когда это касается нашей общей жизни в составе Российской империи. В июне 2026-го мы вновь соберемся с директорами институтов истории СНГ и попытаемся прийти к пониманию, что Россия не была классической империей, похожей на другие державы. Некоторые наши коллеги убеждены, что надо усилить акцент на позитивные явления и их результаты, которые получили эти страны, будучи в составе Российской империи и, конечно, Советского Союза.

Например?

Александр Чубарьян: Они включились в общий процесс модернизации, который начался в России в конце XIX - начале XX века, причем не как какие-то заморские территории, а как полноправные члены единого государства. Через Россию в этих странах начала формироваться собственная национальная буржуазия. И наконец, на этих территориях появились национальные организации и объединения, которые потом превратились в политические партии и сыграли важную роль во время получения независимости. Нужно подчеркнуть особо: создание этих объединений не запрещалось Российской империей.

В этом направлении мы сможем продвигать наше обсуждение, что не снимает, например, наших критических замечаний по поводу учебников, изданных в некоторых странах СНГ, а также по поводу некоторых решений, которые принимались властями Российской империи.

Сегодня Россия воплощает многие ценности, которые были в свое время европейскими и составляют основу христианства. Ко мне поступают сигналы от коллег в европейских странах, они готовы возобновить контакты

Еще одна историческая тема, которая стала актуальной в минувшем году, - это смена однополярного мирового порядка на новый. Куда планируется двигаться?

Александр Чубарьян: В начале лета мы встретимся с коллегами, чтобы обсудить тему "Суверенитет в истории". Заинтересовались историки из Китая, Индии, Южной Африки, Великобритании и Франции. В плане подготовки в феврале проведем круглый стол о ценностях и принципах многополярного мира. Думаю, что это усилит наши профессиональные связи, которые выходят за рамки СНГ в сферу евразийства и БРИКС.

В 2026 году будет отмечаться 250 лет Соединенных Штатов Америки. Россия и Европа участвуют?

Александр Чубарьян: По нашим сведениям, большая конференция историков пройдет в Венгрии и Великобритании. Разумеется, главные мероприятия будут проводиться в США. Ну и мы не останемся в стороне. Наш институт, Институт США и Канады и некоторые другие учреждения готовятся к форуму, посвященному истории этой большой страны. Надеюсь, что удастся привлечь и американских ученых.

Первый конгресс учителей прошел уже четыре года назад. Не пора ли повторить встречу?

Александр Чубарьян: Подготовка идет полным ходом. Второй Всемирный конгресс откроется 23 июня 2026 года. В числе соучредителей выразили готовность участвовать коллеги из Китая, Южной Африки, Индии, Бразилии. Сейчас обсуждаем программу с учетом мирового опыта.

А опыт Европы нам интересен? Помните проект Макрона по исследованию состояния школьной истории, который поступил в Совет Европы под названием "Обсерватория"?

Александр Чубарьян: Конечно, я тогда был членом научного совета по этому проекту. Продолжаю следить за тем, что там происходит. Недавно, например, был представлен большой доклад под названием "Преподавание экономических кризисов в школе". Мы предполагаем расширить этот сюжет до "Преподавания экономической истории в средней школе" и обсудить его на конгрессе.

На 2026 год в "Обсерватории" наметили рассмотреть также тему "Отмена смертной казни. Как об этом говорить в средней школе". А мы ее преобразуем на конгрессе в "Преподавание права в средней школе" - в более общий контекст.

Во Всемирном конгрессе будут участвовать и российские учителя. На них у меня большая надежда, ведь идет доработка учебников истории за 5-11-й классы. Я жду замечаний, которые собираются по всей стране.

Какие претензии у наших педагогов к авторам учебников, если не секрет?

Александр Чубарьян: Жалуются на слишком усложненные тексты, просят сделать более доступными. Будем стараться работать в этом направлении.

Александр Оганович, вы человек очень мудрый, знаток истории Европы. Что вас сегодня больше всего беспокоит в международных отношениях?

Александр Чубарьян: Учитывая, как ведут себя руководители европейских стран, прежде всего из Брюсселя, я думаю, что они компрометируют те основы, которые были заложены, в частности, при создании Европейского союза. В этом смысле важно подчеркнуть, что наша страна принадлежит и Европе, и Азии. Но речь идет о том, что мы сегодня воплощаем многие ценности, которые были в свое время европейскими и составляют основу христианства: роль семьи в обществе, сосуществование религий, причем демонстрируя все очевидные от этого преимущества. Ко мне поступают сигналы от коллег в европейских странах, которые готовы к тому, чтобы возобновить контакты с российскими учеными. И они понимают роль России как мировой и европейской державы.

ИсторияРАН