
Событие - открытие Концертного центра "Сириус", обладающего максимальными техническими возможностями и великолепной акустикой во всех залах. Ему еще предстоит определиться с творческой концепцией и художественным лицом. Но только великая держава может создавать столь роскошные культурные пространства.
Персона - Валерий Гергиев, выдающийся музыкант, увлеченно принявший на себя "мильон терзаний" в качестве общественного деятеля и руководителя на самых важных постах. 1 декабря исполнилось два года, как он одновременно возглавил Большой и Мариинский театры. Теперь оба коллектива уже научились разделять во многом одну творческую судьбу на двоих. А маэстро, обладающий запредельной трудоспособностью и умеющий также преодолевать условности времени и географии, отвечает еще за оперно-балетные театры и концертные залы сразу в нескольких регионах страны с Запада на Восток - от Калининграда до Владивостока.
Исполнитель - Хибла Герзмава. Знаменитая певица в начале года отметила юбилей, провела в Москве свой второй Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров, который, хочется надеяться, открыл "звезд" будущего, а на родине в Абхазии - уже ставший традиционным свой именной фестиваль. Еще она завершила пятилетку руководства национальной премией "Онегин" и, что самое главное для певицы, исполнила титульную роль в самой роскошной премьере года - опере Доницетти "Анна Болейн" в родном Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Премьера - грандиозную постановку Большим театром оперы Сергея Прокофьева "Семен Котко" как поучительной исторической притчи представили музыкальный руководитель Валерий Гергиев и режиссер-постановщик Сергей Новиков. Финальная фраза главного героя: "Пришел солдат с фронта - и пришел на фронт" - становится смысловым камертоном масштабного спектакля. В контексте года празднования 80-летия Великой Победы на редкость точной по смыслу и трогательной в эмоциональном плане, без всякого плакатного натиска, оказалась работа Красноярского театра. Речь - о мировой премьере оперы Александра Чайковского по прозе Виктора Астафьева в постановке Ирины Лычагиной "Любить на войне".
Еще одна бесспорная премьера года - это образец чистого искусства belcanto (в переводе с итальянского - "прекрасное пение"): "Норма" Беллини с великолепной Альбиной Шагимуратовой в заглавной роли. Визуальное и режиссерское решение спектакля от тандема двух Сергеев Новиковых отлично демонстрирует современную трансформацию лучших постановочных традиций и показывает, каким может быть новый гранд-стиль Мариинского театра сегодня.
Региональный лидер - как и в прошлом году, Нижегородский театр, умудряющийся представлять рекордное количество событий в самых разных стилях и жанрах: от максимально провокативных "Сказок Гофмана" Оффенбаха (с феноменальной Надеждой Павловой сразу во всех женских партиях) до абсолютно классического "Риголетто" Верди. К тому же у нижегородцев есть собственный отличный концертный зал "Пакгаузы", что позволяет театру проводить за год сразу несколько значимых музыкальных проектов: фестивали "Современная музыка", "Стрелка", "Болдинская осень" и Pianissimo, приглашающий множество интересных пианистов со всего мира.
Концертная площадка - законодателем хорошего тона в концертной жизни страны по-прежнему и непоколебимо остается Московская филармония с огромным числом высококачественных событий на любой вкус и кошелек. Хотя и любопытна попытка музыки в этом году "сбежать" из привычных концертных залов в новые выставочные пространства. И в этом контексте пока что в столице очень интересно заявляют о себе ГЭС-2 и "Зотов-центр". А вот легендарные "Декабрьские вечера Святослава Рихтера" в Пушкинском музее на этом фоне чахнут и явно нуждаются в творческой помощи, ибо у нас нет права утратить такой уникальный фестиваль.
Любой год, увы, без потерь не обходится. Уходящие в историю 365 дней отняли у нас сразу трех выдающихся композиторов. Не стало Софии Губайдулиной, Родиона Щедрина, Сергея Баневича. Авторы разных художественных взглядов, они оставили миру богатейшее творческое наследие, которое создает портрет эпохи и останется с нами как национальное достояние.
Подводя итоги года, принято говорить о тенденциях в попытке хоть немного предугадать будущее. И эти "треки развития", конечно, имеют разные направления и плоскости. Если говорить о новых назначениях, то за последние пару лет при должностях оказалось много людей если не всегда молодого, то точно нового поколения. И пока, нельзя не заметить, ярко и амбициозно проявить себя они не успели. Ощущается определенный дефицит творческих лидеров. А между тем у страны - грандиозные культурные планы. Правда, строители иногда подводят. Так, здание Саратовского театра превратилось в фантом оперы, да и работы по появлению новых площадок во Владивостоке, Севастополе, Кемерово и Калининграде, как и ремонт в Детском музыкальном театре имени Н.И. Сац, отстают от первоначальных графиков.
Но есть и оптимистические тенденции. Пресловутая международная попытка "отмены русской культуры" в отношении классической музыки уж точно потерпела фиаско. Большинство наших исполнителей практически полностью восстановили свои гастрольные маршруты. А русской музыки в мире звучит все больше. И уходящий год 185-летия со дня рождения Петра Ильича Чайковского тому явно поспособствовал. "Пиковая дама" в Венской опере с Анной Нетребко в одной из главных партий, постановка Дмитрия Чернякова "Орлеанская дева" в Амстердаме стали событиями планетарного масштаба. А нынешнее открытие нового сезона в легендарном миланском театре La Scala оперой Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" (постановка Василия Бархатова) продемонстрировало, что русская культура сильнее любых политических интриг. Как и прежде, невзирая ни на что, искусство продолжает объединять мир и делать его лучше, даря надежду на светлое и разумное будущее.