Корреспондент "РГ" примерила роль Снегурочки и пообщалась с новогодними волшебниками

Дмитрий Бикеев и Екатерина Сидорова в каждый Новый год дарят сказку неизлечимо больным детям.
Дмитрий Бикеев и Екатерина Сидорова в каждый Новый год дарят сказку неизлечимо больным детям. / БФ "ЕВИТА"

"Снегурки с заказа получают на тысячу рублей меньше", - предупредил меня мой будущий Дед, явно моложе по возрасту. Напарником он оказался веселым и четким. Сразу сказал, что тут главное - не возраст, а умение налаживать контакты, ну и артистизм. Потом вручил мне фирменную шубу и сценарий со словами: "Учи. С 25 декабря начинаем".

На предновогоднем поле Самары мы оказались одним из десятков сказочным дуэтом. Я журналист, решивший попробовать новую роль. Максим - профессиональный режиссер театра, в праздничном бизнесе он не новичок. Заказы искали через ВК и на "Авито". Можно было, конечно, через агентство, но там много таких же пар. Вообще конкуренция в этом бизнесе жесткая, так что держи бороду по ветру.

Алексей Елхимов: "Потребность в тепле, в выдумке, в поддержке - запрос ребенка в любое время". Фото: Екатерина Сидорова

Гонорар под елочкой

Удача улыбалась, почти все даты были уже плотно расписаны в моем телефоне. А пока я учила роль, напарник посвящал в профессию. "Если честно, я Морозом работал каждый декабрь лет до 27-ми, потом перешел на более высокооплачиваемую работу режиссера мероприятия. Праздничный корпоратив приносит за вечер около 50 тысяч", - говорит Максим.

"А тут сколько?" - робко прикидывала я, уж не прогадала ли, взяв на работе неделю отпуска.

"Деду Морозу 6 тысяч за выход, - рассказывает Максим. - Если имеешь опыт работы с детьми, то несложно. Пришел к малышу, вручил подарок, пара интерактивов, ну это игра какая-нибудь или песня, покружился у елки, если родители ее поставить не забыли. Весь визит - 20 минут, и мчишь на оленях к следующему ребенку. Обычно Мороза к ним приглашают лет до шести, пока они в нас верят. А вообще-то декабрь для таких, как я, - марафон на выносливость. График плотный. Утром - детсад с новогодним ритуалом: громкий стук посоха, низкое "хо-хо-хо", чтобы дрожь по полу пошла, обязательно круг, хоровод, "Здравствуй, елочка!". Вечером - корпоратив. И там я не столько волшебник, сколько артист разговорного жанра. Снимаю тревожность, шучу про дедлайны и жадных боссов. Ближе к самому Новому году начинаются выезды на дом, до 10-12 в день. Представляешь? Нужно помнить десятки имен, сценариев, уметь быстро переключаться между "режимами". Борода чешется, шуба весит тонну, в сапогах жарко. Но есть золотое правило: как только ты надел костюм, ты - волшебник. Усталость и проблемы остаются за дверью. Малыши замирают, некоторые плачут (от страха или переизбытка чувств - всегда лотерея), взрослые улыбаются и тоже немножко молодеют".

Для сведения: средняя месячная зарплата актера в провинциальном театре - 40-50 тысяч рублей. Визит Деда Мороза (без Снегурочки) на дом в Самаре стоит 5-6 тысяч рублей. То есть за месяц работы волшебником можно получить столько же, сколько за четыре месяца на профессиональной сцене.

Ради светящихся глаз

Пока некоторые Деды Морозы зарабатывают на свой хлеб с икрой, другие отправляются поздравлять самарцев на правах волонтеров. Оплата их труда - бесценная радость больных детей и их родителей.

Дмитрий Бикеев - бизнесмен. Но творческая жилка дает о себе знать, а потому ежегодно в декабре он надевает шубу Деда Мороза и отправляется к паллиативным детям.

"Все началось с того, что руководитель благотворительного фонда "ЕВИТА" Ольга Шелест, а с ней мы давным-давно знакомы, пригласила меня поучаствовать в передаче для дома малютки на Мехзаводе в Самаре ценного подарка. Мы купили тогда от организации "Газель" и торжественно вручили ее под самый Новый год. А потом родилась идея в костюмах новогодних волшебников поздравлять особенные семьи. Ну у кого-то традиция 31 декабря ходить в баню, а мы ходим к больным детям", - рассказывает Дмитрий.

Традиции уже почти 10 лет, и если Морозы-волонтеры иногда меняются, то в роли Снегурочки неизменно выступает известная самарская журналистка и просто красавица Екатерина Сидорова.

За предновогодние дни волонтеры успевают поздравить около 20 ребят и их родителей. Фото: БФ "ЕВИТА"

"Первый раз было сложно войти в этот мир, а потом стало традицией, даже не знаю, кто бы и как мог ее теперь нарушить. У меня же у самого в семье четверо детей, два сына и две дочки, старшей уже 20 лет, а младшему Богдаше - пять. Помню, как в очередной раз дома надел костюм Деда Мороза, а сын в недоумении воскликнул: "Пап, это же ты! Штаны твои, кроссовки твои". Вырос он из чуда. А больным детям огонек праздника нужен всегда, - уверен Дмитрий. - Обычно около 20 ребят поздравляем. Мы с Катериной и стихи читаем, и хороводы водим, и подарки вручаем, которые готовит благотворительный фонд. Дети, конечно, лежачие и паллиативные, у них трубки для искусственного кормления... Но глаза светятся и ручки к нам тянутся. И родители тоже смотрят как на волшебников, готовы и чаем напоить, и тортом накормить. Знаете, я бы таким мамам и папам памятник поставил за их каждодневный труд. Со многими из них мы с тех пор подружились".

Спрашиваю Дмитрия, помнит ли он свой самый памятный подарок из детства.

"Конечно, только он был не в декабре, а в феврале, - вспоминает он. - Тогда отец подарил мне на день рождения свежие огурцы. Представляете, что такое в советские времена значил этот аромат. Чудо! Мои дети - больше прагматики. Вот младший уже написал письмо Деду Морозу, просит у него айфон".

Чудить для друзей - особое удовольствие

Алексей Елхимов - актер театра СамАрт тоже иногда перевоплощается в деда Мороза, потому что, как сам выражается: "У меня есть друзья, которые просят, чтобы я пришел. Когда контакт с детьми и взрослыми получается, то и самому радостно.

Как правило у нас новогодние марафоны в театре, поэтому совмещать их с заработками на утренниках в детсадах не получается, а корпоративы я и сам не очень люблю.

Но вот что мне нравится, так это быть дед Морозом для больных детей или приходить в семью, которую лет 20 знаю. Там уже и дети собственные подросли, но к ним теперь соседи приходят со своими отпрысками. Все читают стихи и пишут письма Деду Морозу. Потом корреспонденцию прячут в морозилку или в окно на ветер выбрасывают. И тогда случается чудо, ведь совсем не важно, что пришел просто человек, переодетый в деда Мороза, все понимают театральную условность.

Сегодняшний дети ничем не отличаются от нас. Может смениться пространство, интерфейс игры, но суть не меняется, поскольку потребность в тепле, в выдумке, в поддержке - запрос ребенка в любое время. А образ дед Мороза заложен в нас с детства, через него мы прощаемся со старым и принимаем новое. Помню, что в своем первом письме Морозу, писать еще тогда не умел, я нарисовал зимнюю удочку какая была у дедушки. И именно такую мне дед и подарил. В этом ведь тоже есть какая-то магия.

Бабушка с Дедушкой рядышком

Поздравление одиноких стариков - это не заказ, а миссия. И тут важны не столько костюмы Деда Мороза и Снегурочки, сколько теплота их сердец.

Вот уже несколько лет самарский благотворительный фонд "Хорошие истории" участвует во всероссийской акции "Мечты невидимых стариков". Волонтеры исполняют заветные мечты одиноких людей. И часто потом их одиночество отступает.

Как встретишь Новый год, так его и проведешь. Фото: БФ "Хорошие истории"

- Мы развиваем сообщество неравнодушных людей: ТОСЫ, инициативные группы с лидерами в лице тех же активных бабушек, маленькие НКО, ветеранские организации, объединения "серебряных" волонтеров, - рассказывает координатор БФ "Хорошие истории" Ольга Петрухина. - Мы направляем к ним запросы, чтобы получить сведения об одиноких стариках на их территориях. Особенно много заявок потом приходит из отдаленных сел, где на всю округу один магазин, а то и его нет. И вот именно там мы ищем волонтеров, которые смогут прийти, побеседовать с бабушкой, поздравить ее и вручить подарок. Когда добровольцев нет, в дело в костюмах Деда Мороза и Снегурочки вступают соцработники.

Мечты у пожилых людей простые и практичные: продуктовые наборы со вкусностями, которые не могут себе позволить в будни, халаты, красивые скатерти, прихватки, чашки, чайники электрические или со свистком для безопасности... Иногда хотят в подарок палки для модной нынче скандинавской ходьбы. А три сестры-погодки, 81,82 и 83 лет, попросили у Деда Мороза крем для лица. Женщины всегда думают о своей красоте.

Пожилые люди искренне радуются приходу зимних волшебников. Фото: БФ "Хорошие истории"

- В нашей команде уже сотни волонтеров, и, хотя поздравительный сезон длится вплоть до Старого Нового года, успеть надо много. В прошлом году поздравили около 300 человек, а в этом уже в ноябре было больше 110 заявок, и они продолжают поступать, - рассказывает Ольга Петрухина. - Мы публикуем эти истории на всех ресурсах, и число отзывчивых людей, а значит, и тех, кого удастся поздравить, постоянно растет.

Каждая заявка - это маленькая история о большой жизни человека. Кто-то все годы отдал школе, больнице или работал дояркой, но в силу обстоятельств остался один. Есть и печальные истории, когда старики стали жертвами мошенников. Да что и говорить, у некоторых пенсия такая маленькая, на которую не прожить...

Приходит чудо в образе Деда Мороза или просто доброго человека с коробкой мягкого печенья - не так уж и важно.