По данным исследования Альянса по защите детей в цифровой среде, 84% детей регулярно играют в онлайн-игры. При этом каждая четвертая семья уже сталкивалась с тревожными сигналами: от проблем со сном до агрессии и снижения успеваемости.
При этом почти 30% родителей знают о развивающих играх, но их дети играют в них нерегулярно. Также 17,7% родителей убеждены, что все онлайн-игры вредны.
"Результаты исследования показывают, что онлайн-игры стали привычной частью жизни детей, но при этом остаются зоной повышенного риска. Родители видят проблемы, но часто не знают, как выстроить правила и где проходит граница между пользой и вредом. Именно поэтому сегодня так важно говорить не о запретах, а о вовлеченности и осознанном родительском контроле", - рассказала председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.
Чаще всего злоумышленники используют для атак, нацеленных на детей, онлайн-игры, социальные сети и мессенджеры. Самое уязвимое место - игровые платформы, например, Roblox, Minecraft и другие. Здесь проще и быстрее установить контакт с ребенком, не привлекая внимания взрослых.
Особенность игровых чатов в том, что они открыты для всех. Вместо реальных имен участники используют никнеймы и псевдонимы. Однако по ряду определенных признаков злоумышленник может определить, за какими псевдонимами скрываются школьники.
Специалисты компании F6 отмечают, что довольно часто дети играют с телефонов родителей. А именно их устройства содержат нужный мошенникам доступ к банковским счетам, госсервисам и другим важным данным.
Например, мошенники предлагают детям выгодно получить игровую валюту и визуальные элементы, например, в розыгрыше от блогера. Также популярная схема манипуляций - "безопасные" задания. Ненавязчиво пообщавшись с ребенком в игре, мошенники могут попросить сделать скрин желаемой вещи из игрового магазина, сфотографировать себя или родителей, сделать скрин экрана. Далее следуют давление и угрозы, цель - запугать ребенка, чтобы тот продолжил выполнять указания, боясь "уголовной ответственности для родителей".
Андрей Сиденко, руководитель направления по детской онлайн-безопасности в "Лаборатории Касперского", рассказал, что функции родительского контроля воспринимаются как формальность - их настраивают один раз или не настраивают вовсе, полагаясь на "разумность" ребенка. При этом родители могут недооценивать риски - например, общение с незнакомцами в игровых сообществах.
Даже если игры загружаются из официальных источников, это не должно создавать ощущения полной безопасности, ведь даже в таких играх есть и чаты, и пользовательский контент, требующий внимания взрослых.
"Не стоит относиться к программам родительского контроля как к формальным. В них много полезных функций, которые помогают родителям не только быть в курсе интересов своих детей, но и вовремя заблокировать доступ к сайтам, которые могут содержать контент, не подходящий ребенку по возрасту. Поэтому мы рекомендуем пользоваться не встроенными решениями, которые есть в любой операционной системе, а отдельными программами, которые имеют гибкие настройки и помогут родителям в процессе изучения ребенком цифровой среды", - советует Сиденко.
Эксперт добавляет, что с ребенком нужно регулярно обсуждать его игровой опыт: во что он играет, с кем общается, какие ситуации вызывают дискомфорт. Повышение цифровой грамотности помогает детям осознанно подходить к выбору игр, лучше понимать риски и вовремя обращаться за помощью.