
Цель программы "Развивающая среда" - создание в школах и детских садах культуры, способствующей личностному росту и благополучию учащихся.
На международном уровне работа фонда выстроена в трех направлениях: развитие партнерских сетей, адаптация и продвижение методических и диагностических инструментов, а также организация взаимодействия исследователей и педагогов доказательного образования. Внедрение программы в соседних странах включает: подготовку вузовских преподавателей, руководителей и педагогов школ и детских садов, интеграцию готовых решений в практическую деятельность, мониторинг и оценку эффективности реализуемых программ, разработку и апробацию новых решений. Пилотные проекты по созданию развивающей образовательной среды в школах и детских садах уже запущены, при этом в каждом конкретном случае требуется кропотливая работа по учету социокультурного контекста и особенностей правового регулирования каждой из стран.
Совместно с Кыргызским национальным университетом имени Жусупа Баласагына (КНУ) с 2023 года реализуется дорожная карта по подготовке местных педагогических кадров, рассчитанная на период до 2026 годa. Создана команда из 23 тренеров и более чем 60 управленцев, участвующих в апробации методик, в программу вовлечено 13 школ и детских садов. КНУ стал членом исследовательского консорциума "Развитие личностного потенциала в образовании" и открыл магистратуру по одноименной программе. В 2025 году обучение по ней проходят 30 студентов. Для совместной исследовательской работы подготовлен к изданию межстрановой тезаурус, унифицирующий ключевые педагогические понятия и подходы.
Делегации фонда "Вклад в будущее" регулярно посещают университет и школы республики, проводят стратегические встречи и мастер-классы, в том числе по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В Казахстане с 2023 года действует команда тренеров-преподавателей, работающих над внедрением методик формирования развивающей среды. В пилотной группе - 15 школ и детских садов Костанайской области, обучение прошли 59 руководителей образовательных организаций. Работа ведется совместно с сетью ресурсных центров под эгидой Национальной академии образования имени Ибрая Алтынсарина. Участвуют и другие вузы Казахстана, в том числе Костанайский региональный университет имени Ахмета Байтурсынова и Казахский национальный педагогический университет имени Абая.
"Концепция развивающей среды уникальна. В Казахстане есть модернизации, новое содержание обучения, подготовка кадров, но в появившихся комфортных, эргономичных школах порой не хватает наполнения. Того, что туда можно дать помимо контентной, предметной части базовых знаний. И как раз концепция личностного развития и создания развивающей среды - это тема, которая сейчас внедряется", - отметила главный научный сотрудник Института непрерывного педагогического образования Национальной академии образования имени Ибрая Алтынсарина Алмагуль Мухадмеханова.
В Беларуси в рамках сотрудничества с местным образовательным фондом "Новая школа" в 2024 году в обучающую программу для педагогов был интегрирован модуль "Социально-эмоциональные навыки в педагогической практике", разработанный экспертами фонда. Он помогает учителям развивать эмоциональный интеллект и навыки коммуникации.
В Узбекистане на базе Ферганского государственного университета появилась команда из 20 преподавателей, адаптирующих материалы программы "Развивающая среда". Для более чем 120 студентов психолого-педагогических специальностей запущен курс по социально-эмоциональному развитию детей, а на базе университета готовится открытие специализированного ресурсного центра и запуск учебной программы для воспитателей детских садов региона.
"Обучение стало настоящим профессиональным открытием, - поделилась старший преподаватель кафедры психологии Ферганского государственного университета Элеонора Мирзажонова. - Мы с коллегами увидели, как по-новому можно говорить о потенциале ребенка - системно, научно и в то же время в прикладном ключе".
Фонд также ведет коммуникацию с Академией образования Таджикистана о запуске отдельной программы для педагогов по формированию личностно-развивающей среды и социально-эмоционального благополучия учащихся.
В феврале 2025 года стартовало онлайн-обучение для специалистов из более чем 30 образовательных и научных организаций пяти стран СНГ, направленное на передачу методик и технологий, применяемых фондом. За два месяца участники познакомились с научными концепциями развития личностного потенциала и получили прикладные инструменты для практической работы. Курс стал хорошим стартом для новых международных исследовательских проектов.
Одновременно завершилось семинедельное обучение педагогов Киргизии по программе повышения квалификации. В нем участвовали 47 преподавателей и магистрантов КНУ имени Жусупа Баласагына, прошедшие занятия по диагностике и развитию социально-эмоциональных навыков школьников.
Важная задача для фонда - расширение географии сотрудничества, в том числе за пределами стран СНГ. Речь идет о государствах БРИКС и ШОС.
Одним из знаковых событий этого года стало участие делегации фонда в Международной конференции Global Smart Education в Пекине и выступление с докладом, в котором был поднят вопрос о влиянии искусственного интеллекта на когнитивное и эмоциональное развитие человека. Это дало старт сотрудничеству фонда с Пекинским педагогическим университетом по актуальной тематике применения ИИ в образовании.
В октябре 2025 года представители университета посетили организованный фондом IV Слет центров развития личностного потенциала и амбассадоров РПЛ в Калининграде, где были достигнуты стратегические договоренности по ряду проектов. Фонд также ведет переговоры с коллегами из Индии, Туркменистана и Пакистана - и в 2026 году рассчитывает выйти на конкретные практические проекты сотрудничества.
Таким образом, программы фонда "Вклад в будущее" активно выходят за пределы России, объединяя педагогов, исследователей и управленцев из разных стран. При этом флагманской выступает тема развивающей среды, которая создает основу для нового качества образования, где внимание уделяется не только академической успеваемости, но и комплексному благополучию каждого ребенка.
Развитие международной партнерской сети помогает не только обмениваться лучшими практиками, но и выстраивать стратегию гуманизации образования. Такие инициативы дают возможность формировать общее культурное и образовательное пространство, где ключевыми ценностями остаются человек, его развитие и внутренняя гармония.
Айзат Саматова, заместитель директора Иссык-Кульского областного института образования (Киргизия):
- Самое ценное, что я и мои коллеги вынесли из обучения по программе повышения квалификации, - это системный подход к созданию образовательной среды. Особенно полезным стало знакомство с международным опытом и работа в группах. Для меня и моих коллег этот курс оказался особенно важным, поскольку мы сами работаем в сфере повышения квалификации педагогов в Иссык-Кульской области. Мы регулярно проводим офлайн-обучение для учителей, а этот опыт дал нам толчок к развитию онлайн-формата. Мы увидели, насколько эффективно можно организовать дистанционное взаимодействие, и хотим применять эти наработки у себя.