Поколение войны: Омбудсмен - о том, что пережили дети Донбасса с 2014 года

Омбудсмен рассказала о том, что пережили дети Донбасса с 2014 года
Дети - самые беззащитные жертвы любой войны. Они не только попадают под осколки сами, но и становятся свидетелями гибели близких, вынуждены уезжать из родного дома и окружения, у них ломается привычная жизнь, прерывается учеба, они переживают сильнейшие стрессы и психотравмы. В итоге они теряют уверенность в будущем. О том, что приходится испытывать целому поколению детей, выросшему в условиях боевых действий в Донбассе, рассказала уполномоченный по правам ребенка в ДНР Светлана Малахай.
Уполномоченный по правам ребенка в ДНР Светлана Малахай старается чаще общаться вживую с детьми.
Уполномоченный по правам ребенка в ДНР Светлана Малахай старается чаще общаться вживую с детьми. / Пресс-служба уполномоченного по правам ребенка в ДНР

Сколько детей в ДНР пострадало во время конфликта с 2014 года?

Светлана Малахай: По официальным данным, только на территории ДНР погибли более 240 детей. Раненых - более тысячи. Но от военных действий в Донбассе в той или иной степени пострадали почти все дети. Привычный уклад жизни десятков тысяч детей рухнул. Кто-то уехал в другой город или даже страну - и это тоже стресс для любого ребенка. А разве не пострадали дети, которые стали заложниками политических убеждений своих родственников, когда в семьях на почве идеологических взглядов возникают конфликты? Рвутся родственные связи, ребенку запрещают общаться с бабушкой, дедушкой или папой. Кстати, чаще всего мы наблюдаем, что детей против родных настраивают родственники с украинской стороны. Дети, которые родились в 2014 году, вообще не знают, что такое жить в мирное время. У многих из них разрушены дома, погибли близкие, родители. Это тяжелейшая психологическая травма. Как она отразится в будущем - зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Жертв среди детей очень много. Такое ощущение, что ВСУ порой целенаправленно бьют по ним. Или просто бьют без разбора, не думая о том, кто в итоге пострадает. Какие мысли возникают по этому поводу?

Светлана Малахай: В современном мире изменилась тактика ведения войны. Она стала технологичной, дистанционной. Применяется оружие дальнего радиуса действия. Но если говорить о широко применяемых сейчас беспилотниках, то их операторы прекрасно видят, в кого целятся. Один из примеров - вопиющий случай, когда в 2021 году во дворе своего дома был убит пятилетний Владик Шихов в Енакиево. Есть и другие примеры: после освобождения Мариуполя местные жители рассказывали, что украинские националисты и западные наемники вели снайперскую охоту на детей. На территории самой Украины зафиксированы десятки случаев гибели детей от рук боевиков. Так, в 2015-м году в Константиновке под колесами украинского БТР погибла шестилетняя девочка. Несмотря на широкую огласку, виновник не понес наказания, более того, он был даже впоследствии повышен в звании.

В условиях боевых действий выросло целое поколение, не видевшее детства. Чем отличаются эти дети? Что здесь значит "рано повзрослеть"?

Светлана Малахай: Дети всегда остаются детьми. Они так же любят играть, познавать мир. Все дети одинаково привязаны к родителям и впитывают то, что происходит вокруг них. Но дети Донбасса распознают по звуку типы летящих снарядов, их удивляет наличие постоянного водоснабжения в других регионах. Из личных наблюдений могу отметить, что дети в ДНР с пониманием относятся к истории нашей страны. Ведь они сами живут в эпицентре исторических событий. А многие из тех, кто совсем маленькими застали "русскую весну", уже ушли на фронт, некоторые отдали жизнь в борьбе с украинским национализмом. Патриотизм детей Донбасса - это не пафос и не высокие слова. Это мироощущение, которое сформировалось за 11 лет конфликта.

В Донецке установлен особый памятник "Аллея ангелов". Что он значит для дончан?

Светлана Малахай: Это вечная память о невинно погибших детях, непреходящая боль о тех, кто не успел отучиться в школе, нарисовать главные рисунки, испытать первые тревоги и радости. О тех, кто стали ангелами, не успев согрешить за свою недолгую жизнь. "Аллея ангелов" - напоминание взрослым, что больше всего на войне страдают дети. К огромному сожалению, список имен на этом памятнике растет.

Среди детей Донбасса есть и маленькие герои. Можно вспомнить памятник "Детям войны" в парке Ленинского Комсомола. Говорят, он увековечил подвиг Кирилла Сидорюка, заслонившего сестренку от осколков. Были ли еще подобные случаи?

Светлана Малахай: Памятник, о котором вы говорите, создан по мотивам рисунков детей Москвы и Донбасса. Передвижная выставка этих рисунков с 2015 года побывала в нескольких странах Европы. Рисунки и рассказы детей вдохновили скульптора Дениса Селезнева на создание эскиза памятника. А инициативу по его установке проявили участники и организаторы международного детского проекта "Миру - мир".

Дети, которые родились в 2014 году, вообще не знают, что такое жить в мирное время. У многих из них разрушены дома, погибли родители

Людям хочется видеть реальные лица, поэтому многим памятник напоминает историю 13-летнего Кирилла из поселка Буткевич в ЛНР. Летом 2014 года Донбасс переживал гуманитарный кризис. Не хватало продуктов, и Кирилл с мамой и сестренкой отправились на рынок, где в честь Дня шахтера привезли хлеб для местных жителей. В это время начался обстрел ВСУ. Маму отбросило взрывной волной, а Кирилл закрыл своим телом сестру и принял на себя все осколки. Посмертно мальчик награжден медалью "За отвагу" 1 степени.

Случаев проявления героизма много. Ежегодно мы чествуем детей-героев. В 2022-м году награду получила 16-летняя Елизавета Шекмар из Мариуполя, которая во время обстрела прикрыла собой 5-летнюю девочку. Елизавета была ранена, а девочка осталась невредимой. В 2023-м награжден Егор Трачковский. Он с 14 лет занимается гуманитарной помощью в одном из самых опасных районов Донецка. В 2024-м году медаль "За проявленное мужество" получил Вадим Подкосов, после украинского обстрела он откопал из-под завалов друга.

В 2025 году Богдан Миряшин из Украинска удостоен медали за помощь землякам во время освобождения города. И это лишь самые известные имена.

Как относится мировая общественность к страданиям детей Донбасса?

Светлана Малахай: Складывается впечатление, что мировой общественности безразлична их судьба. Однако в ДНР регулярно приезжают делегации иностранных журналистов, которые пытаются у себя на родине донести правду о том, что происходит в Донбассе с 2014 года. Все они приходят на "Аллею Ангелов", где мы рассказываем о погибших детях. Мы помним имя каждого и хотим, чтобы мир знал о нашей трагедии.

Что происходит с детьми, оставшимися на той стороне? Как переформатировать их сознание после русофобских учебников и пропаганды?

Светлана Малахай: Дети, которые остались на стороне Украины, более 10 лет воспитываются в духе национализма и тотальной ненависти ко всему русскому. Интернет полон роликов, где ребятишки 4-5 лет обещают "убивать москалей". С 2014 года выросло поколение идейных националистов. На Украине действует сеть националистических русофобских лагерей, используемые там учебники искажают историю и воспитывают античеловеческие качества.

Но это не значит, что все безнадежно. Детям нужно будет возвращать веру в наши общие ценности. Так, например, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова инициировала проект для подростков - смены "Послезавтра". Они помогают детям из новых регионов, в том числе с освобожденных территорий, адаптироваться, правильно развиваться, находить новых друзей. Специалисты оказывают психологическую поддержку подросткам, помогают им взглянуть на жизнь по-новому, найти друзей, определиться с будущей профессией и обрести внутренние опоры.

Как происходит воссоединение семей - детей и родителей, оказавшихся по разные стороны линии боевого соприкосновения?

Светлана Малахай: Сейчас у нас нет ни одного заявления от российских семей, ищущих детей на Украине. Есть восемь обращений из семей, у которых дети находятся в странах Евросоюза, то есть они были на Украине, а потом их вывезли в страны ЕС. К сожалению, пока вернуть этих детей не удается из-за сложных отношений с этими странами. Мы подключили Международный комитет Красного Креста и очень надеемся на содействие. Все обращения с просьбой о возвращении детей с территории Украины, которые ранее поступали в Аппарат уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ, а всего их было 28, уже отработаны. Если появятся новые, их тоже обязательно возьмут в работу.