С жалобой на нарушение своего конституционного права избирать и быть выбранным (статья 32 Конституции РФ) в КС обратился Евгений Бобров из подмосковного Ногинска. В 2023 году он дал согласие стать наблюдателем на выборах местных депутатов от одного из кандидатов, однако 8 сентября, в Единый день голосования, не был допущен на избирательный участок. Оказалось, что одна из политических партий ранее включила его в список наблюдателей на другой участок, не поставив самого Боброва в известность.
- На вопрос, почему ни я, ни кандидат в депутаты не были уведомлены о возникшей коллизии, председатель территориальной избирательной комиссии ответила, что законодательство не обязывает ТИК заниматься уведомлением кандидатов и наблюдателей о возникших проблемах, - сообщил Бобров суду.
Не получив немедленного содействия, он подал жалобу в ТИК, что однозначно подтверждало его выбор, а затем в суд на бездействие ТИК. Но поскольку гражданина все же допустили на избирательный участок на следующий день, 9 сентября, то суды отказали в удовлетворении иска. Судьи КС, изучив материалы дела, согласились с наличием в пункте 4 статьи 30 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" правовой неопределенности. "Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию" - гласит этот пункт, но не разрешает вопроса о том, можно ли допустить наблюдателя на избирательный участок, если этот принцип нарушен.
- С учетом конституционной ценности избирательных прав российских граждан это (правовой пробел. - Прим. ред.) чревато также тем, что при решении вопроса о допуске тех или иных лиц к осуществлению наблюдения за выборами будет иметь место неприемлемое отступление от вытекающих из статьи 55 (часть 3) Конституции РФ принципов соразмерности допустимого ограничения конституционных прав и свобод, - отмечается в решении КС РФ..
Федеральному законодателю надлежит принять меры к устранению неопределенности правового регулирования. До тех пор КС постановил, что согласие гражданина стать наблюдателем на определенном избирательном участке должно быть дано письменно. Если его данные при этом окажутся в разных списках, ТИК обязана выяснить, кому гражданин давал согласие представлять его, и внести в документы необходимые изменения. Если же выяснится, что гражданин давал письменное согласие в обоих случаях, то ТИК отказывает такому лицу в осуществлении наблюдения. И при этом лица, виновные в воспрепятствовании гражданином полномочий наблюдателя, могут быть привлечены к предусмотренной законом ответственности.