Год трамвая: что он изменил в городе и принес москвичам

В 2025 году в Москве появились бесконтактные трамваи и трамваи-беспилотники
По словам мэра Сергея Собянина, уходящий 2025-й можно назвать годом московского трамвая. И это не образ. В городе впервые появился трамвай, который ходит как электробус без контакта с рельсами. Перевозит пассажиров уже и трамвай-беспилотник. И именно в этом году трамваи не просто начали перевозить москвичей на разных улицах столицы, а, как железнодорожные МЦД, выстраиваются в диаметры, соединяя противоположные концы Москвы, что дает возможность с комфортом ездить, не спускаясь под землю. Словом, реализованы три проекта, которые определят будущее этого вида транспорта на годы вперед. А ведь горожане помнят, как в начале 2000-х власти избавлялись от рельсов, полагая, что в век автомобилизации им в Москве не место.
Празднично украшенный трамвай "Татра Т-3"поздравляет с Новым годом пассажиров маршрута "А", который москвичи ласково называют "Аннушкой".
Празднично украшенный трамвай "Татра Т-3"поздравляет с Новым годом пассажиров маршрута "А", который москвичи ласково называют "Аннушкой". / Владимир Новиков / Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Улица Трифоновская, 30 лет спустя

Самая свежая новинка - трамвай на улице Трифоновской. 30 лет назад он уже ходил здесь, но в середине 90-х в связи с реконструкцией Большого Крестовского путепровода рельсы сняли. Взамен пустили сначала автобус, а потом электробус N c510. И вот трамвай вернулся - с прошлой недели он снова ходит под своим историческим N 5. Запуская его, мэр Москвы Сергей Собянин сказал: "Восстанавливаем историческую справедливость - соединяем Белорусский вокзал с одним из крупнейших транспортных узлов - Рижским".

Весь маршрут длиной 4,4 километра, следует он по улицам Лесной, Палихе и Тихвинской, далее по Минаевскому, Новосущевскому переулкам, улице Образцова, Трифоновской и Гиляровского до станции метро "Рижская". Таким образом, номер пятый связал три района Москвы - Тверской, Марьину Рощу и Мещанский. На его пути 16 остановок, а также возможность пересадки на метро и МЦД-1, МЦД-2 и МЦД-4.

Во время церемонии запуска трамвая мэра окружили счастливые студенты - "пятерка" проходит мимо пяти крупных вузов: МИИТ, РГГУ, РХТУ им. Менделеева, Высшей школы экономики и "Станкина", в которых учатся 25 тысяч студентов. "Наш, студенческий маршрут", - заявили ребята главе города. От станции метро "Рижская" они теперь доезжают до своих вузов вдвое быстрее - за 10 минут вместо прежних 20. Весь же путь между двумя вокзалами занимает всего 20 минут. Удобнее стал подъезд и к другим точкам притяжения - фудмоллу "Депо" на Лесной, Еврейскому музею и центру толерантности на улице Образцова. Всего же транспортная доступность улучшилась у более чем полмиллиона горожан.

Рельсы на улице Трифоновской проложены по новой технологии - бесшовной, с использованием резиновых уплотнителей и специальных виброизолирующих матов. Благодаря этому трамваи двигаются тихо и плавно, не тревожа звоном и жителей близлежащих домов. А еще на участке от улицы Образцова до Рижской площади и обратно они проезжают более четырех километров без подключения к контактной сети. Едут как электробус - на своих батареях, которые заряжаются на других участках пути. Въезжая туда, где нет контактной сети, водитель просто опускает пантограф.

Вагон по заказу

Такие трамваи, которые могут курсировать без подключения к проводам, были изготовлены специально по заказу Москвы в связи с тем, что в центре города есть места, где нет тяговых подстанций. Там требуется вагон с автономным ходом. И он появился: односекционный "Львенок" - Москва - в сентябре, на еще одном новом маршруте трамвая - по проспекту Академика Сахарова. За прошедшее время, рассказали в дептрансе Москвы, новый вагон показал свою надежность. На маршруте N 90, связавшем метро "Сокольники" и Павелецкий вокзал, перевезли уже 900 тысяч пассажиров.

И вот теперь к уже работающим 20 вагонам нового типа добавились еще семь - на маршруте N 5. В 2026 году городской парк пополнится 50 вагонами нового поколения. И, как отметил Сергей Собянин, все трамваи также будут оборудованы системой автономного хода. Напомню, в 2010 году на линиях в столице было всего 4 процента новых трамваев, а сегодня их уже 97 процентов.

Пассажиры особенно ценят их за комфорт. Низкопольные вагоны останавливаются вровень с платформой остановок, удобны и для мам с колясками, и для маломобильных. Кнопку на остановке может нажать сам пассажир, сиденья мягкие, со множеством зарядок для любых гаджетов. Зимой в трамвае тепло, летом прохладно - заслуга мощной системы климат-контроля.

Еще один суперновый трамвай, который в том же сентябре, что и бесконтакный "Львенок", впервые поехал с пассажирами без машиниста, ходит на северо-западе Москвы. Под номером десять, он возит пассажиров от метро "Щукинская" до улицы Кулакова - перевез уже свыше 50 тысяч. Причем большинство москвичей даже не обращают внимания, что вагон катит сам по себе. Аккуратно делает остановки, открывает и закрывает двери, следует всем сигналам светофора, пропускает пешеходов... Таким образом прошел более 21 тысячу километров. И при этом ни разу не нарушил правила дорожного движения!

Диаметр всегда короче

И еще одно новшество - появился первый трамвайный диаметр - Т-1, который проходит от Метрогородка до метро "Университета". Он проходит с востока на юго-запад, связав 13 районов, а также четыре вокзала и 24 станции метро, МЦК и МЦД. Движение по нему открылось 12 ноября. Только за первый месяц работы пассажиры совершили 1,8 миллиона поездок. Протяженностью 27 километров, это самый длинный городской трамвайный диаметр в мире. И ходят по нему те же "Львята" - через каждые шесть минут. На очереди - уже весной 2026 года, открытие Т-2 - еще одного диаметра длиной 33 километра, который свяжет метро "Чертановская" со станцией МЦД-4 Новогиреево. Удобнее ездить по городу станет еще миллиону горожан.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Любовь Проценко
Тем временем

Первым украшенным к Новому году яркими гирляндами на улицы Москвы вышел трамвай N 5. Следом за ним нарядились еще 62 трамвая, 24 тематических поезда метро, 50 электробусов, 115 автобусов.

Праздничное оформление появилось и на станциях метро. На "Трубной", например, установили крупные объемные фигуры в виде елочных игрушек, коробок с подарками, снеговиков, колокольчиков, а также световые шары. На "Маяковской" и "Мичуринском проспекте" оборудовали праздничные фотозоны. На фасаде "Краснопресненской" разместили трехмерные светящиеся элементы в виде украшений и логотипа московского транспорта. "Московский транспорт поздравляет с наступающим Новым годом. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина и при поддержке наших партнеров - производителей городского транспорта мы создаем праздничную атмосферу для жителей и гостей города", - написал на сайте дептранса заммэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.