Вашим вниманием охвачена территория пяти регионов округа. В чем их специфика с точки зрения соблюдения природоохранных требований?
Валерий Иванюшев: Компетенция Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры распространяется на территорию Забайкальского, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной и Амурской областей.

У этих регионов свои особенности. Например, для Приамурья, Забайкалья и ЕАО актуальны проблемы, связанные с разработкой недр, добычей полезных ископаемых, для Хабаровского и Приморского краев - с браконьерством в лососевую путину. Но есть и общие моменты: охрана лесов от пожаров, строительство и реконструкция очистных сооружений и, конечно же, обращение с ТКО.
Каковы сегодня основные источники загрязнения окружающей среды на Дальнем Востоке?
Валерий Иванюшев: Это прежде всего сфера ЖКХ - угольные котельные, сбросы неочищенных сточных вод, объекты накопления, захоронения отходов. К основным источникам загрязнения также можно отнести деятельность компаний-недропользователей. Повсеместно фиксируем нарушения, страдают реки.
Предприятия обязаны формировать отстойники для отработанной воды - двух-, трех- и четырехуровневые. Однако зачастую ничего этого попросту нет. Плюс происходят такие серьезнейшие инциденты, как этим летом на территории рудника "Многовершинный". Там в результате аварии порвался пульпопровод и цианосодержащая пульпа попала в реку. Ущерб окружающей среде - сотни миллионов рублей. На все это реагируем. Для понимания: только в Хабаровском крае с недропользователей взыскано около 200 миллионов рублей, а в целом по пяти регионам - почти полмиллиарда.
Еще одна болевая точка в Хабаровском крае - Комсомольск-на-Амуре, где до сих пор размещены остатки производственных мощностей старых советских предприятий. Это уголь, битум, различные химикаты. Сейчас действует госпрограмма, сформирован Государственный реестр объектов размещения отходов. В этом году нам удалось включить в него еще один объект, и в ближайшей перспективе он будет переработан.
Вы упомянули тему коммунальных отходов. Сегодня не хватает перерабатывающих мощностей, заполняются мусорные полигоны, появляются несанкционированные свалки. Как боретесь с этим?
Валерий Иванюшев: На Дальнем Востоке не так много населения, но мусор мы производим в огромных объемах. И он почти весь свозится на полигоны. В регионах бассейна реки Амур таковых 13, чего явно недостаточно. Да, есть сортировка и частичная переработка в субъектах. Но ее доля не превышает 17 процентов. И это проблема. Со своей стороны прилагаем усилия, чтобы способствовать ее решению.
Так, в августе и сентябре 2025 года по нашему требованию в Приморском крае заключено шесть концессионных соглашений по созданию объектов сортировки и переработки ТКО. Ввод в эксплуатацию запланирован в 2028 году. Правительство ЕАО реализует концессию по строительству комплекса для обработки отходов в Биробиджане. Срок реализации - до 2027 года.
Глобально свою задачу видим в том, чтобы к 2030 году прийти к показателям, которые обозначил президент. А это практически стопроцентная переработка и отсутствие захоронений.
Сегодня мы уже добились по крайней мере того, что у нас везде работают региональные операторы, формируются в достаточном объеме новые контейнерные площадки. В целом наладилась и система вывоза отходов. На поднадзорной нам территории в этом году ликвидировано 130 несанкционированных свалок.
Да, сложностей хватает. К примеру, мы видим признаки хищений со стороны региональных операторов. В Забайкальском и Приморском краях выявлены факты неправомерного использования целевых субсидий, выделенных регоператорам, на общую сумму свыше 430 миллионов рублей. По этим случаям возбуждены и расследуются уголовные дела.
Насколько остро стоит проблема сохранения водных биоресурсов?
Валерий Иванюшев: В современных реалиях данная проблема находится в центре нашего постоянного внимания. В этом году природоохранные прокуроры зафиксировали более 300 нарушений. Совместно с органами контроля и правоохраны организовали более 70 рейдов и целевых проверок, выявили 17 преступлений.
Дальневосточные регионы Амурского бассейна являются значимыми по добыче и обороту водных биоресурсов. Для их сохранения мы проводим масштабные проверки на рыбодобывающих предприятиях, в органах власти, комиссиях, подразделениях рыбоохраны.
По мерам прокурорского реагирования активизирована работа органов рыбоохраны по выявлению и пресечению правонарушений. Инспекторы чаще использовали полномочия по изъятию орудий и средств, в том числе транспортных, используемых для браконьерства.
В Хабаровском крае мы добились отмены необоснованной выдачи разрешений на добычу водных биоресурсов на 13 рыболовных участках, попадающих в зоны запрета. В Приморском крае, наоборот, природоохранная прокуратура оспорила являющийся незаконным полный запрет Приморского территориального управления Росрыболовства на любительский вылов рыбы на 51 реке региона. По требованию прокурора установлена локализация нерестилищ и сроки запрета на промысел.

Вылов лосося производится по квотам. Их размер устанавливает уполномоченная комиссия на основании заключений науки. Специалисты прогнозируют количество заходящего на нерест лосося и затем распределяют объем промышленникам, любителям, представителям коренных малочисленных народов. То есть показатели не выдуманные, и их нужно четко придерживаться, чтобы не нанести урон популяции.
Что касается промышленного рыболовства, здесь наша цель - чтобы предприятия работали в режиме законности. Мы используем данные государственной информационной системы "Меркурий", проверяем, чтобы компании вели добычу в соответствии с квотами, в установленном порядке и реализовывали продукцию должным образом.
Дальневосточные регионы богаты не только лососевыми видами рыб. Показателен случай в Приморском крае, где в охранной зоне заповедника организация запрещенным способом добыла почти 70 тысяч штук дальневосточного трепанга. По иску прокурора взыскан ущерб в размере свыше 90 миллионов рублей.
Хотелось бы отметить, что мы продолжаем системные проверки, выявляем проблемы, устраняем причины их возникновения на ранних стадиях.
Как бы вы в общем оценили динамику экологической обстановки на Дальнем Востоке в последние годы?
Валерий Иванюшев: Проблемы, связанные со сбросом сточных вод, загрязнением водных объектов, воздуха, конечно, не решить в один миг. Однако положительная динамика все-таки есть.
Скажем, взять процент сброса неочищенных сточных вод. По официальным статистическим данным, во всех пяти регионах он уменьшается. Показателен пример двух субъектов - Хабаровского и Приморского краев, для которых строительство и ремонт очистных сооружений - одна из главных экологических задач.
По результатам принимаемых в том числе природоохранными прокурорами мер сброс загрязненных сточных вод в этих субъектах уменьшился на 10 процентов - с 405 миллионов кубометров в 2022 году до 365 миллионов в 2024-м. При этом мы фиксируем рост объемов нормативно очищенных стоков за тот же период - с 99 миллионов кубометров до 151 миллиона. Увеличилась и мощность очистных сооружений - с 845 до 978 миллионов кубометров.
В 2025 году на территории указанных регионов, в том числе по результатам прокурорского реагирования, началась подготовка проектно-сметной документации для строительства пяти объектов водоотведения. Объем предусмотренного финансирования - свыше 960 миллионов рублей. Работу в этом направлении планируем продолжить. Под особым вниманием разработка проектно-сметной документации и расчет стоимости строительства очистных сооружений.