Площадка собрала руководителей приграничных территорий, международных экспертов, представителей отраслевых ведомств и бизнеса. Участники обсудили текущее состояние грузоперевозок, проекты по расчистке русла и возможности увеличения грузопотока.
Подводных камней на этом пути предостаточно. Одна из главных проблем - у стран, расположенных на берегах международной реки, разные интересы. Китай делает акцент на мелиорацию, Казахстан - на генерацию электроэнергии, Россия - на питьевое водоснабжение и судоходство.
- Между тем в прошлом веке Иртыш являлся одной из важнейших транспортных артерий Западной Сибири и Казахстана, обеспечивая перевозку миллионов тонн всевозможных грузов. Речное судоходство на протяжении десятилетий выступало в качестве основного, а в ряде случаев единственного средства транспортного сообщения с отдаленными северными территориями, не имеющими железных и автомобильных дорог, - сообщил руководитель администрации Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей Роман Чесноков.
Теперь все выглядит иначе. Основная перевозка грузов осуществляется главным образом по сухопутным магистралям. А они не резиновые. И в Омской области уже наблюдается критическая перегрузка имеющихся видов транспорта. Фуры и вагоны простаивают в очередях, предприниматели теряют время и деньги. Например, в этом году вагоны с омским зерном, следующие в Китай, застревали в пути на три-четыре дня.
При этом Иртыш, в сравнении с советским периодом, задействован в процессе грузоперевозок только на двадцать процентов. По мнению специалистов, возрождение и развитие водного транспорта не только поможет избежать коллапса, но и способно обеспечить качественный прорыв в региональной транспортной системе.
Впрочем, за последние десятилетия Иртыш, прежде полноводный, сильно изменился. Только на территории Казахстана расположен ряд гидросооружений, существенно влияющих на уровень реки. И сейчас самая большая ее проблема - мелководье. Чтобы не сесть на мель, омские предприниматели вынуждены загружать суда лишь на сорок процентов. Какая уж тут рентабельность.
Впрочем, несмотря на наличие плотин, в Казахстане с глубинами тоже все далеко не идеально. Самое узкое место - Семей, где полвека назад ввели в эксплуатацию речной вокзал, один из лучших в СССР. В настоящее время и вокзал, и порт не функционируют. Однако в Казахстане не теряют надежду вернуть им работоспособность благодаря профильному нацпроекту, который стартует в республике в новом году.
Китайской стороне проект судоходства тоже может быть интересен. Маршрут от КНР до Северного морского пути по Иртышу - самый короткий и экономичный. Однако полноценное движение плавсредств требует расчистки и углубления русла на всем протяжении общей реки. Эксперты сходятся во мнении, что работать над инженерными решениями нужно сообща, с участием трех стран и учитывая интересы каждой.
- Совместно мы можем вернуть реке ее транзитную мощь, расширить логистику и создать новый международный транспортный коридор. Это откроет дополнительные возможности для экономики наших регионов. Даст импульс развитию сотрудничества в самых разных сферах, - считает глава Омской области Виталий Хоценко.
Готовность активно работать над увеличением грузопотока по Иртышу выразил и аким Павлодарской области Асаин Байханов. В ходе форума подписан план мероприятий на 2026-2028 годы между правительством Омской области и павлодарским акиматом. Определена дорожная карта взаимодействия с Восточно-Казахстанской областью. Подписано межведомственное соглашение с управлением культуры области Абай.
Резолюция омской международной конференции ляжет в основу подготовки программы XXII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который пройдет в Омске осенью 2026 года. .
Тем временем
На форуме состоялись переговоры омского бизнеса с делегацией Казахстана. Площадка объединила 47 компаний - представителей аграрного сектора, промышленности, стройиндустрии и других направлений экономики.
Прошла конференция "Правовая поддержка турагентств: лучшие практики защиты бизнеса". Участниками стали столичные юристы и эксперты, которые представили слушателям практические кейсы, алгоритмы договорной работы в онлайн-формате. Отдельное внимание уделили действиям турагентов при отказе от тура.
Кстати
На дискуссионной площадке "Иртыш: Путь будущего" обсудили популярные и новые туристические маршруты по реке. Омичи представили виртуальную карту "Иртышский меридиан". А капитан яхты "Сибирь" Сергей Щербаков сообщил о новом путешествии - 2026, приуроченном к 100-летию Центрально Азиатской экспедиции Николая Рериха по Иртышу. Маршрут, разработанный с РГО и казахстанскими партнерами, пройдет от Омска до озера Зайсан с остановками в исторических местах. Одна из целей экспедиции - исследовать русло реки, береговую инфраструктуру, собрать материалы для обоснования роли Иртышского направления в развитии транспортного и культурного коридора "Север - Юг".