
Для анализа взяли 4 782 пробы из партий общим объемом порядка 3,3 миллиона тонн (82 процента от общего урожая, достигшего четырех миллионов тонн). Была проведена почти 91 тысяча различных лабораторных исследований. Проверялись цвет и запах зерна, массовая доля белка и клейковины, стекловидность, влажность, сорная и зерновая примеси, зараженность и загрязненность, а также ряд других показателей.
Лабораторные испытания мягких сортов пшеницы (ее в крае подавляющее большинство) следующие: к высококачественному зерну третьего класса отнесено 1,3 миллиона тонн (41,2 процента от проверенного объема). Зерна четвертого класса зафиксировано 1,36 миллиона тонн (43,2 процента), а пятого - 479 тысяч тонн (15 процентов). В региональном филиале ЦОК АПК сделали вывод: "Предварительные результаты государственного мониторинга зерна, прошедшего экспертизу, свидетельствуют о том, что свыше 84 процентов урожая пшеницы в Алтайском крае являются продовольственным зерном".
Как сообщили в этом ведомстве корреспонденту "РГ", процент продовольственного зерна в последние годы растет: в 2023 году такого зерна было 80 процентов, в 2024-м - 82.
Полученные результаты, с одной стороны, безусловно, порадовали, с другой - озадачили. Погодно-климатические условия, в которых проходили созревание урожая и его уборка, были далеки от оптимальных. Такая ситуация неизбежно приводит к ухудшению качества урожая. Об этом на IV Летнем зерновом форуме "Зерно Сибири", который прошел в сентябре, говорили эксперты.
- Вегетационный период в нашем крае складывается аномальным по сумме и интенсивности выпадающих осадков. Весной и в начале лета был дефицит влаги, который внес коррективы в стратегию и тактику посевной. Но в августе во многих районах края шли дожди (кое-где до 24 дней за месяц). Дожди продолжаются и сейчас. Отклонение от среднемноголетних осадков больше в два раза, а на некоторых территориях - в три. Сейчас по краю работают 617 зерносушильных комплексов, - отмечал, в частности, Александр Большаков, начальник управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям.
Невольно возникает вопрос: неужели эксперты дружно ошиблись в своих оценках качества будущего урожая? Так или иначе, но фермеры и зернотрейдеры высказывают предположение, что при подведении окончательных итогов уборочной пшеницы пятого класса в удельном весе будет больше пятнадцати процентов. Следующий вопрос: что теперь делать с этими объемами? Пока "пятерка" активно уходит на экспорт - "РГ" рассказывала о том, что в Казахстане из такой пшеницы делают кормовую муку, которая поставляется на комбикормовые заводы Китая (кстати, казахстанцы продолжают наращивать объемы производства такой продукции - для них это золотая жила). "Пятерка" пользуется спросом и в некоторых странах третьего мира - из-за дешевизны. Вывозят ее с Алтая и в другие регионы страны.
Как обычно, после традиционного осеннего затишья цены на пшеницу стали расти - некоторые фермеры продают "тройку" уже по двенадцать тысяч рублей за тонну. "Пятерку" перекупщики берут по цене 6,5-8 тысяч рублей. В целом страна получила хороший урожай зерна, поэтому цены на него не должны быть высокими. .
Важно
Зерносушильные комплексы в последние годы, конечно, сильно помогают алтайским крестьянам, однако это не панацея.
Например, от такого грибкового заболевания, как фузариоз, они не спасают. Сушка убивает грибок, но микротоксины уже синтезированы в зерне и не разрушаются ни при сушке, ни при помоле, ни при экструдировании и грануляции. Раньше эта зараза наносила урон хлеборобам европейской части России, на Алтай она пришла несколько лет назад. "Помогли" благоприятные для этого грибка климатические условия в период цветения колосков: высокая температура (от 15 до 30 градусов) и дожди, высокая влажность. В этот момент споры грибка попадают на рыльца цветков, и гриб начинает прорастать внутрь.
Осенняя непогода только усугубляет проблему. С грибковой заразой можно и нужно бороться, но для этого нужен комплекс мероприятий: применение фунгицидов в период цветения, строгая дозировка азотных удобрений, измельчение и заделка пожнивных остатков, коррекция в севообороте. А с этим в хозяйствах не всегда строго. Неслучайно говорят: фузариоз - это не болезнь зерна, а болезнь менеджмента.
Пораженное фузариозом зерно вообще-то непригодно ни для пищевой промышленности, ни для кормов (здесь может выручить комплекс проверенных адсорбентов, но никак не добавка измельченного мела). Наиболее надежный вариант в таких случаях - утилизация.