После успеха фильма "Москва слезам не верит" Вера Валентиновна Алентова невероятно тщательно отбирала те проекты, в которых она будет сниматься. Она не гналась за количеством ролей и верила, что роль, предначертанная судьбой, сама найдет актера. Подобный принцип отчасти объясняет ее чрезвычайно насыщенную, но при этом очень качественную фильмографию. Нет ни одной роли, в которой она бы не была хороша.
И ее творческое наследие, особенно та его часть, которая создана в тандеме с Владимиром Валентиновичем Меньшовым - действительно превратилось в целый мир, где живут настоящие люди с пылким сердцем, со своими достоинствами и недостатками. Рассказываем о самых любимых киноработах артистки, которая не раз воплощала на экране собирательные образы своего поколения - и делала это убедительнее и точнее, чем кто-либо другой.
В легендарном фильме "Москва слезам не верит" Вера Алентова исполнила роль Кати Тихомировой. Владимир Меньшов любил повторять в интервью: "Катя Тихомирова - это я". Действительно, образ девушки, которая всего добилась своим честным трудом, был близок Владимиру Валентиновичу: он очень хотел верить в справедливость, при которой если человек чего-то хочет добиться, он этого добивается и бывает за это вознагражден.

На роль Кати Тихомировой Владимир Меньшов приглашал Ирину Купченко и Маргариту Терехову - и это известно. Но в пробах на роль также участвовали Валентина Теличкина и звезда Театра на Таганке Наталья Сайко, которая в легендарном "Гамлете" с Высоцким играла Офелию. Все они не подходили по сурово кинематографистским причинам - то сами забраковывали сценарий, то не могли состыковать съемочный график, то плохо смотрелись в кадре с Алексеем Баталовым, утвержденным на роль Гоги. Отчаявшись найти "ту самую" Катерину, Меньшов предложил жене примерить на себя образ амбициозной провинциалки. И Вера Алентова органично вписалась в эту роль.
Именно благодаря Вере Валентиновне эта картина стала прорывной. Ее Катя Тихомирова, скромная и упертая провинциальная девушка, моментально превращалась во властную и собранную Катерину Александровну, директора завода. Столько в ней было силы, ума, решительности... и внутреннего одиночества, которое делало ее несчастной и принуждало лгать Гоше, человеку, который в нее влюбился. Когда картина вышла в советский прокат, Катю и ее подруг, кажется, полюбили все зрители.
Сама Вера Валентиновна с юмором вспоминала первую реакцию зарубежных зрителей. Когда кинокартина попала на мировые экраны, зрители из Канады говорили: "Мы были уверены, что в России все засыпано снегом, очень холодно, медведи ходят по улицам, а люди одеваются в шкуры". В своей книге воспоминаний она пишет: "Я вначале подумала, что дама неудачно шутит, но она целый вечер восторгалась, что одета я по-европейски и у нас есть многоэтажные дома".
Кстати, "Оскар" советской кинокартине вручали Франко Дзеффирелли и Брук Шилдс. Меньшова не пустили на торжественную церемонию, поскольку из-за доносов коллег по цеху он был "невыездным". Поэтому награду за него получил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США Анатолий Дюжев.
А до режиссера фильма, Владимира Меньшова, заветная статуэтка дошла только в 1989 году. Вера Валентиновна вспоминала, что во время первой церемонии вручения премии "Ника" ему отдали приз, чтобы он показал его на сцене - предполагалось, что за кулисами Владимир Валентинович отдаст награду обратно в Госкино, но он просто унес статуэтку с собой.
Картина "Время для размышлений" вышла на экраны в 1982 году. "Москва слезам не верит" на тот момент уже получила премию "Оскар" - и конечно, с профессиональной и творческой точки зрения это был фантастический триумф.
Режиссер Сергей Ашкенази снял Веру Валентиновну Алентову и Владимира Валентиновича Меньшова вместе - на экране они играли невероятно трогательную пару взрослых влюбленных людей, вместе решающих жизненные проблемы. Два лауреата "Оскара" перевоплощались в семейную пару, перед которой вставали очень важные бытовые вопросы: например, "Как вместе воспитывать детей, если они из разных браков?"; "Что важнее - личное счастье или общественный статус?".
В чем сюжет картины? Аля и Игорь решают пожениться. Для обоих этот брак - уже второй, от первого остались неприятные воспоминания о первой любви и… дети. Аля упрекает бывшего мужа Андрея Чусова в том, что он совсем не думал ни о сыне, ни о бытовых проблемах - а теперь со своими родителями словно пытается отнять у нее, у матери, ребенка. Игорь, ее будущий новый муж, пытается ее успокоить - а та переживает, что бывшие свекор со свекровью и муж навсегда отнимут Сережку. В итоге ее метания делают несчастной и ее саму, и ребенка. А как она выстроит личное счастье (и получится ли это у нее?), становится понятно только в финале.
Эта кинокартина стала последней режиссерской работой для гениального Юлия Райзмана. Партнером Алентовой в этом фильме стал Анатолий Папанов. В фильме героиня Алентовой выглядит совсем непривычно: Вера Валентиновна играет грубоватую женщину-косметолога Светлану, которая мечтает удачно выйти замуж и устроить тем самым свою жизнь. Для этих целей она выбирает совсем немолодого чиновника-вдовца (Анатолий Папанов). И прикладывает немало усилий для того, чтобы ее новый муж получил продвижение по службе, квартиру в центре Москвы... Но принесут ли ее усилия счастье в новый дом? Удивительно точно в этой работе переплетаются, казалось бы, простая и назидательная мораль и жизненная правдивость.

В 1986-м за эту роль Вера Алентова получила звание лауреата Государственной премии РСФСР.
Известную повесть писателя-фронтовика Бориса Васильева экранизировали только в 1987 году, уже в разгар перестройки. Молодой режиссер Юрий Кара снял историю совсем не о войне - а о том, что такое дружба и любовь, и в чем заключается их цена в годы, когда страна проверяет своих граждан на верность и прочность. Вере Валентиновне в этой кинокартине досталась роль завуча, жестокой, но все так же внутренне одинокой Валендры, которая боролась с любыми проявлениями "непартийности" у своих учеников.
И "вну-вну-вну-прачка известного американца", Кэрол Чарльзовна, и пылкая Земфира Алмазова, и томная Люсьена, и даже чернокожая стюардесса Уитни Кроликова - все эти забавные комедийные образы воплотила на экране Вера Алентова. Зрители привыкли видеть ее в образах обычных женщин с узнаваемыми жизненными проблемами - от внутреннего одиночества до все сжигающего желания обрести стабильность и устойчивость - а тут она появилась в таких оригинальных амплуа...

В этой работе Алентова словно вернулась к образу, подобному образу Кати Тихомировой. Она играла Соню - редактора на ТВ, которая влюблялась во французского журналиста-переводчика (Анатолий Лобоцкий). Фильм часто и справедливо сравнивали с "Последним танго в Париже" Бернардо Бертолуччи.
"Впечатления от работы с такой замечательной актрисой и с таким режиссером - самые прекрасные. А с годами эти впечатления... Нельзя сказать, что улучшились, но обрели другую ипостась. Прошло 20 лет после съемок, и впечатления уже такие, полумифические, воспоминания об этом фильме, о Вере Валентиновне... Потому что вся эта романтическая история по прошествии 20 лет, с моей точки зрения, смотрится уже немножко по-другому. Но еще раз повторю - самые замечательные, самые приятные воспоминания об этой работе", - говорил Анатолий Лобоцкий в интервью "Телепрограмме".
Вера Алентова о слезах:
"Я как раз верю слезам. Потому как я родилась на севере, в Архангельской области, а мы там, ну как сказать, все доверчивые. И когда человек начинает рассказывать мне про свои горести, несчастья - я слезам практически всегда верю. И стараюсь, чем могу, помочь".
Вера Алентова о непубличности:
"Я не считаю, что по каждому поводу нужно высказываться. Случаются важные события, и о них есть смысл поговорить, а личное и проходящее - не темы для широкого обсуждения. Да и вопросы должны быть интересны. Те же, что задают, как правило, сводятся к клише: "А правда ли...". Если отвечать на такие вопросы, интервью будет состоять из односложных "да" и "нет". Согласитесь, скучно".
Вера Алентова о секрете крепкого брака:
"Вы ведь комнатные растения поливаете, чтобы они не погибли? Так и отношения: вряд ли они могут сохраниться просто так, без наших усилий - за ними нужно ухаживать".
"Когда мужчина покупает подарки не 17-летней любовнице, а жене, с которой прожил всю жизнь, это дорогого стоит..."
Вера Алентова о том, почему решилась писать свои мемуары:
"Надо знать Володю. Человек, приславший ему на правку интервью и уверенный, что завтра его уже можно будет опубликовать, как правило, ошибался месяца примерно на два. Но я не думала, что так надолго затянется написание книги! В какой-то момент подумала: не дождусь, наверное. И села писать сама, что помню".