В Музее истории Екатеринбурга открылась выставка о прошлом и будущем метро

В Музее истории Екатеринбурга открылась выставка, которая посвящена сразу двум юбилеям свердловского метрополитена, года уходящего и года наступающего - закладки (1980) и пуска (1991).
Татьяна Андреева/ РГ

"Открытием выставочного проекта "Метро как предчувствие" мы, с одной стороны, завершаем череду мероприятий, связанных с 85-летием самого Музея истории Екатеринбурга, которое мы отмечали в уходящем 2025 году. С другой стороны, рассказывая о 25-летии с момента пуска екатеринбургской подземки, входим в выставочный план 2026 года", - говорит директор музея Игорь Пушкарев.

Пропустить тему метрополитена было бы неверно, считают в музее, ведь в ней словно в зеркале отражается история современного города.

"Идея строительства метро появилась в повестке с рождением миллионного жителя города в 1967 году. Борис Ельцин, будучи первым секретарем Свердловского обкома КПСС, сумел убедить Леонида Брежнева и запустить стройку. В 1990-х - 2000-х годах, несмотря на бурное политическое противостояние, тема продолжения метро неизменно объединяла тогдашнего главу города Аркадия Чернецкого и губернатора Эдуарда Росселя. И до сих пор она продолжает оставаться в повестке каждого нового градоначальника и главы региона", - заметил Пушкарев.

И в самом деле, в ходе недавней прямой линии в телеэфире глава города Алексей Орлов сообщил, что на 2026 год уже учтены средства на работу по второй линии метрополитена.

"Мы будем проводить технико-экономическое обоснование. Трассировки уже определены, земля зарезервирована", - сказал он.

Строительство второй ветки метро поддерживает и губернатор Свердловской области Денис Паслер, который поднимал эту тему на встрече с президентом.

Совершенно не случайно выставка об одном из видов общественного транспорта названа организаторами столь поэтично "Метро как предчувствие". Свердловское метро стало 13-м по счету в Советском Союзе. По сей день оно остается самым, скажем так, "компактным" в России и единственным, которое не находится в процессе строительства (возможно, поэтому оно - один из самых обсуждаемых инфраструктурных проектов в стране).

С 1967 года, когда в Свердловске родился миллионный житель, власти и горожане начали с полным правом мечтать о метро… Точно так же, как и сейчас жители уже полуторамиллионного Екатеринбурга мечтают об открытии второй, третьей и кольцевой линий. Подземка плотно окружена ореолом мифов, версий и предположений, надежд и разочарований. Погрузиться в них, как и в историю грандиозной стройки, предлагают создатели выставки.

Заголовок "Метро как предчувствие" транслирует ключевую эмоцию экспозиции: настроение предвкушения, ожидания и эйфории, которое охватывало жителей города в 1970-е годы при мысли о строительстве "самого современного вида транспорта". Экспозиция рассказывает о том, как рождался и "пробивался" проект, об этапах стройки и строителях, о дебатах, развернувшихся вокруг наименования станций и их архитектурно-дизайнерского решения, о торжественных церемониях ("первый ковш", "первая сбойка", официальный пуск и начало регулярного пассажирского сообщения) и трудовых буднях. Фотографии, документы и эскизы дополнены интересными экспонатами, среди которых - образцы пород, использованных в отделке станций, форменная одежда первых машинистов, билет первого пассажира и даже "символический ключ открытия движения на первом пусковом участке".

Но выставка не ограничивается историческим, хроникальным и предметным рядом. Не выходя из музейного зала, посетители смогут испытать тактильные и обонятельные ощущения, переживаемые при посещении метро, "прокатиться на эскалаторе", оказаться в кабине машиниста и посетить призрачную платформу несуществующей станции "Бажовская". А также, учитывая эмоциональный посыл экспозиции, пожелать екатеринбургской подземке счастливого будущего.