Прокомментировать сложившуюся судебную практику судей КС попросили парламентарии Законодательного собрания Челябинской области. В качестве конкретного примера челябинские депутаты привели деятельность миллиардера Константина Струкова, который был избран депутатом местного парламента без отрыва от основной деятельности, поэтому продолжал руководить рядом угле- и золотодобывающих предприятий и "подчинил свою депутатскую деятельность интересам подконтрольных бизнес-структур". В июле нынешнего года эту точку зрения подтвердил суд, удовлетворив антикоррупционный иск Генпрокуратуры РФ в отношении Струкова.
Еще одна некрасивая история произошла в Миассе, когда звание почетного гражданина города присвоили родственнику одного их депутатов. Но суд не признал в данном деле конфликт интересов, поскольку решение было принято общим голосованием. По мнению челябинских депутатов, в конституционно-правовом толковании нуждаются взаимосвязанные нормы федеральных законов в той мере, в которой они исходят из отсутствия у конкретного депутата возможности единолично принимать соответствующее решение, и потому снимают с него ответственность за возможный конфликт интересов.
Судьи КС, изучив материалы дела, прежде всего напомнили свое антикоррупционное решение 2024 года: многообразие деяний коррупционной направленности и их повышенная латентность нередко обуславливают необходимость не только формализованных механизмов, но и выяснения обстоятельств злоупотребления полномочиями. Поэтому, с одной стороны, не могут сами по себе расцениваться как исключающие наличие конфликта интересов такие обстоятельства, как осуществление полномочий депутата представительного органа на непостоянной основе, отсутствие руководящей должности и т. п. А с другой стороны, под личной заинтересованностью, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не должно пониматься получение (возможность получения) в результате принятого представительным органом решения доходов, преимуществ или выгод неопределенной группой лиц, к которой относится сам депутат.
- Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования в связи с несоблюдением требований по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является лишь одной из возможных мер его ответственности за соответствующее нарушение, - также указал КС РФ.