"Я много страдала в начале карьеры": Франция и мир прощаются с Брижит Бардо

Франция и мир прощаются с Брижит Бардо
Брижит Бардо - французский секс-символ 1960-х годов, ставшая одной из величайших див мирового кино XX века, а позже пламенный активист за права животных, скончалась в возрасте 91 года.

Бруно Жаклин из "Фонда защиты животных имени Брижит Бардо" сообщил агентству Associated Press, что она умерла в воскресенье у себя дома на юге Франции, и не стал называть причину смерти. Он отметил, что пока не организованы похоронные или поминальные службы. Ее госпитализировали в прошлом месяце. Здоровье Бардо заметно пошатнулось в последние годы. Бардо стала международной знаменитостью в роли обольстительной молоденькой невесты в фильме 1956 года "И Бог создал женщину". Снятый ее тогдашним мужем Роджером Вадимом фильм вызвал скандал сценами, где длинноногая красавица танцует голой на столах.

Трудное воспитание в семье промышленника

Брижит Анн-Мари Бардо родилась 28 сентября 1934 года в семье состоятельного промышленника. Застенчивая и скрытная девочка, она изучала классический балет. Друг отца, который имел множество связей в парижской богеме, в 14 лет разместил ее на обложке журнала Elle. Бардо однажды описала свое детство как "трудное" и сказала, что ее отец был строгим и иногда даже наказывал ее кнутом.

Увидев эту фотографию, французский кинопродюсер и режиссер Роже Вадим ждал несколько лет, пока она подрастет. За Вадима она вышла замуж в 1952 году в возрасте 18 лет. Но прежде она получила место в Парижской консерватории, однако после публикации фото в журнале с 15 лет стала работать моделью. Вадим предвидел ее актерский потенциал и написал сценарий фильма "И Бог создал женщину", чтобы продемонстрировать ее провокационную чувственность, как говорили критики, "взрывной коктейль детской невинности и откровенной сексуальности". Фильм, где Бардо играла работницу газетной лавки Жюльетт, которая имеет заслуженную репутацию невоспитанной распутной девчонки, оказал решающее влияние на режиссеров новой волны Жан-Люка Годара и Франсуа Трюффо и воплотил гедонизм и сексуальную свободу 1960-х годов. Фильм стал кассовым хитом и сделал Бардо суперзвездой. Ее девичья надутая губа, тонкая талия и пышная грудь часто ценились больше, чем талант. "Стыдно так плохо сыграть, - говорила Бардо о своих ранних фильмах. - Я много страдала в начале карьеры".

Откровенная любовь Бардо вне съемочной площадки с коллегой по фильму Жан-Луи Трентиньяном еще больше шокировала страну. Это разрушило границы между ее публичной и личной жизнью и превратило ее на многие годы в горячую добычу для папарацци. Бардо так и не привыкла быть в центре внимания. Она обвиняла газетчиков в том, что именно они едва не довели ее до самоубийства через десять месяцев после рождения ее единственного ребенка Николя. Папарацци тайно проникли к ней домой всего за две недели до родов, чтобы сделать снимок беременной Бардо. Отец Николя Жак Шаррье, французский актер, за которого она вышла замуж в 1959 году, никогда не чувствовал себя комфортно в роли "месье Бардо". Актриса вскоре отдала сына его отцу, а позже сказала, что была хронически подавлена и не готова к материнским обязанностям. "Тогда я искала корни, - сказала она в интервью. - Мне было нечего предложить".

В своей автобиографии 1996 года Initiales B.B. она сравнила свою беременность с "опухолью, растущей внутри меня" и описала Шаррье как "капризного и жестокого". В 1966 году Бардо вышла замуж за своего третьего мужа - западногерманского миллионера-плейбоя Гюнтера Закса, но через три года их отношения снова закончились разводом.

В ее карьере 28 фильмов. За исключением высоко оцененного критиками фильма 1963 года "Презрение", снятого Годаром, фильмы с Бардо в главной роли имели простоватые сюжеты. Часто это были способы показать изгибы и ноги Бардо в облегающих платьях. Или ее полуголую фигуру на солнечном пляже. "Это никогда не было моей большой страстью, - говорила она о кинопроизводстве. - И иногда это может быть смертельно опасно. Мэрилин (Монро) погибла из-за этого. Бардо ушла из кино, поселившись на своей вилле на Ривьере в Сен-Тропе в возрасте 39 лет в 1973 году, после выхода ленты "Женщина-захватчик".

Слава ничего не значит перед страданиями

На пике кинокарьеры Бардо стала символом нации, вырывающейся из буржуазной респектабельности. С тех пор Брижит неоднократно эпатировала публику. Помимо кинозрителей, Бардо быстро стала вдохновением для интеллектуалов и художников: молодые "битлы" Джон Леннон и Пол Маккартни требовали, чтобы их тогдашние девушки покрасили волосы в блонд, подражая ей. Известный критик Рэймон Картье написал обширную статью о Бардо в Paris-Match в 1958 году, а Симона де Бовуар опубликовала свое знаменитое эссе "Брижит Бардо и синдром Лолиты" в 1959 году, представив актрису как самую свободную женщину Франции. В начале 1960-х Бардо снялась в ряде известных французских фильмов, включая номинированную на "Оскар" драму Анри-Жоржа Клузо "Правда", "Очень личное дело" Луи Маля в паре с Марчелло Мастроянни и "Презрение" Жан-Люка Годара. Во второй половине десятилетия Бардо приняла ряд голливудских предложений, среди них "Вива Мария!" - мексиканская комедия с Жанной Моро и вестерн "Шалако" с Шоном Коннери.

В 1968-м, бунтарском для Франции году, она откликнулась на предложение знаменитого певца, композитора, провокатора и любителя алкогольных возлияний Сержа Гинсбура, с которым у нее был внебрачный роман. Записала с ним дуэтом культовую, очень интимную песню Je t'aime...Moi non plus. Эту "композицию со вздохами" отказались ставить в эфир более 40 французских и зарубежных радиостанций. Опомнившись и опасаясь скандала, после того как ее тогдашний муж Гюнтер Закс узнал об этом, Бардо попросила Гинсбура не выпускать композицию в эфир. Позже музыкант перезаписал песню со своей будущей женой, англичанкой Джейн Биркин, добившись огромного коммерческого успеха.

Бардо неоднократно эпатировала публику своими крайне резкими выпадами в адрес властей по их отношению к бродячим животным, вела затворническую жизнь, уединившись в имении с многочисленными собаками. Тем не менее ее популярность во Франции и в Европе не знала границ, и к голосу с возрастом все более ворчливой мадам Бардо непременно прислушивались. Ее растрепанные светлые волосы, пышная фигура и неизменная дерзость как по отношению к властям, так к режиссерам, критикам и многим оппонентам сделали ее одной из самых известных звезд Франции. Она была настолько популярна, что в 1969 году ее черты были выбраны в качестве образца для "Марианны" на национальном гербе Франции и официальной галльской печати. Лицо Бардо было запечатлено на статуях, почтовых марках и даже на монетах.

Вторая карьера Бардо как защитника прав животных была не менее потрясающей. Она отправилась в Арктику, чтобы рассказать всему миру об убое детенышей тюленей, резко осуждала использование животных в лабораторных экспериментах, позже выступала против отправки обезьян в космос и писала письма румынскому коммунистическому правителю Чаушеску, требуя прекратить массовый отстрел бродячих собак. "Человек - ненасытный хищник, - сказала Бардо в интервью АР в свой 73-й день рождения в 2007 году. - Мне все равно на мою прошлую славу. Она ничего не значит перед лицом страдающего животного, ведь у него нет ни силы, ни слов, чтобы защитить себя". Ее активная жизненная и общественная позиция заслужила уважение соотечественников, и в 1985 году она была награждена орденом Почетного легиона, высшей национальной наградой Франции.

Крен вправо и ненависть к мигрантам

Однако позже она потеряла часть своей популярности, когда стала открыто выражать крайне правые политические взгляды: Бардо часто осуждала наплыв иммигрантов во Францию. Она была осуждена во французских судах с 1997 по 2008 год с выплатой немалых штрафов пять раз за подстрекательство к расовой ненависти, а также за ее резкие высказывания в адрес ЛГБТ, засилья в высших эшелонах Франции их представителей (международное движение, признанное экстремистской организацией и запрещенное в России). Особенно она критиковала мусульманскую практику забоя баранов в ежегодные религиозные праздники, такие как Курбан-Байрам. Однажды парижский суд оштрафовал ее на 15 тысяч евро за резкие высказывания в отношении мусульман.

Брак Бардо в 1992 году с четвертым мужем Бернаром д'Ормалем, бывшим советником бывшего лидера Национального фронта Жан-Мари Ле Пена, способствовал ее политическому крену вправо. Она назвала Ле Пена "прекрасным, умным человеком". В 2012 году она вновь вызвала споры, когда написала письмо в поддержку Марин Ле Пен, нынешнего лидера партии, переименованной в "Национальное объединение", после неудачной попытки стать президентом Франции. В 2018 году, в разгар движения против сексуального насилия #MeToo, инициированного в США, Бардо в интервью заявила, что большинство актрис, протестующих против сексуальных домогательств в киноиндустрии, являются "лицемерными", потому что, по ее словам, многие "играли в кроватях" с продюсерами, чтобы получить роли. Она сказала, что никогда не была жертвой сексуальных домогательств и находила "очаровательным", когда ей говорили, что она красивая и у нее великолепная фигура.

Понимала животных лучше людей

Однако давление славы Бардо становилось все более раздражающим, и она однажды сказала в интервью: "Безумие, которое меня окружало, всегда казалось нереальным. Я никогда по-настоящему не была готова к жизни звезды". Десять лет спустя, после завершения актерской карьеры, она появилась в новом образе, став ярой активисткой защиты прав животных. После стольких лет затворничества на вилле ее было не узнать, лицо пятидесятилетней Брижит Бардо стало покрыто глубокими морщинами, а голос стал глубоким и хриплым после многих лет курения по две пачки сигарет в день. Она отказалась от публичной жизни, продала драгоценности, сувениры и украшения из мира кино, чтобы создать фонд, посвященный исключительно предотвращению жестокого обращения с животными. Ее активность как защитницы животных не знала границ. Бардо призывала Южную Корею запретить продажу собачьего мяса и однажды написала президенту США Биллу Клинтону письмо с единственным вопросом: "Почему ВМС США вновь поймали двух дельфинов, выпущенных в дикую природу?". Она критиковала многовековые французские и итальянские спортивные традиции, включая Палио - свободные скачки для коней, и выступала в защиту волков, кроликов, котят и голубей.

"Правда в том, что иногда я увлекаюсь, но когда вижу, как медленно все движется вперед, несмотря на все обещания, данные мне разными правительствами, мое беспокойство берет верх", - сказала Бардо AP. В 1997 году несколько городов убрали обнаженные статуи Марианны, вдохновленные образом Бардо и символизирующие Французскую Республику, после того как актриса резко высказала свое отношение к мигрантам. В том же году она получила угрозы смерти после призыва запретить продажу конины. Бардо однажды сказала, что ассоциирует себя с животными, которых пыталась спасти. "Я понимаю животных, на которых охотятся, по тому, как со мной обращались все эти годы, - сказала Бардо. - То, что со мной случилось, было нечеловеческим. Меня постоянно окружала мировая пресса".

Отклики

Президент Франции Эмманюэль Макрон написал в социальных сетях, что Бардо "воплощала жизнь свободы" и "универсального блеска". Франция скорбит по "легенде века", сказал он.

Джордан Барделла - президент крайне правой партии "Национальное объединение", которую поддерживала Бардо, сказал: "Брижит Бардо была женщиной с сердцем, убеждениями и характером. Страстная патриотка, преданная животным, которых защищала всю жизнь, она воплощала целую французскую эпоху, но прежде всего олицетворяла определенную идею мужества и свободы".

Ле Пен, которую Бардо однажды назвала "Жанной д'Арк XXI века", написала в социальных сетях, что актриса была "исключительной благодаря своему таланту, мужеству, откровенности и красоте". "Она была невероятно французской, - сказала она. - Свободная, несгибаемая, цельная. Ее будет очень не хватать".