Чем порадовали или озадачили хореографы и танцовщики в уходящем 2025 году

Мариинский театр стал главным ньюсмейкером 2025 года

На волне юбилея Плисецкой

В 2025 году балетный мир получил огромную фору в виде 100-летия со дня рождения Майи Плисецкой - балерины планетарного значения, чья фигура соединяет модернизацию академической традиции и отважный эксперимент, бесстрашие и ненасытную страсть ко всему новому, которую она сохранила до самого конца.

Юбилейная вывеска открывала поле для любых нестандартных решений. Но созидательная энергия Майи, кажется, выветрилась из русского балета вместе с ней. И большие, и малые сцены ограничились банальнейшими концертами. Стыдно было за их режиссеров, заставивших хороших современных артистов вновь и вновь прятаться за лебединым крылом или симулировать донкихотовский фейерверк - соревноваться с легендой на ее территории бесполезно.

На этом фоне в событие превратился скромный проект "Моя Майя", собравший несколько сегодняшних хореографов, которые, вдохновившись творчеством Плисецкой, переосмыслили его в современной форме с сегодняшними танцовщиками. Программу показали не только в Москве, но провезли по России и добрались с ней даже до Салехарда, где сложно представить традиционный балет.

Где личности, там прорыв

В остальном же приходится констатировать, что сейчас в балете правят не институции, а личности.

Мариинский театр, давно уже пугавший дикорастущими премьерами, в этом сезоне стал главным ньюсмейкером благодаря тому, что, наконец, встретился с хореографией Вячеслава Самодурова. В первой совместной работе - "Танцсценах" - хореограф, когда-то взращенный этой труппой, вдруг обнаружил вкус к академизму и систематизации своих находок. А само это сотрудничество стало возможно благодаря Андриану Фадееву, возглавившему балет Мариинского театра в 2024 году.

Фадеев спровоцировал и другой важный дебют сезона. Он пригласил в Театр балета Якобсона, которым также руководит, хореографа Игоря Булыцына. Лишенная дебютантских рефлексий цельнокроеная хореография его "Брух. Сюиты" оказалась к лицу молодой азартной компании.

Булыцын, о котором можно говорить уже как о сложившемся хореографе с собственным лицом, - воспитанник екатеринбургского "Урал Балета". Там под занавес года показали проект "Пиши балет", в котором скрестили молодых хореографов с композиторами.

А сердцем программы оказались "Шесть русских песен" на музыку Анатолия Королева - благородная и тщательно отделанная работа хореографа труппы Антона Пимонова.

Кого назвать героями года

Но, за исключением нескольких работ, 2025 год в балете - время не хореографов, а артистов. Старшего поколения артистов.

Экс-прима Большого театра Мария Александрова собрала творческий вечер из преимущественно новых работ.

Ее коллеги по Большому Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин соединили в своей программе старое и новое, номера в собственном исполнении с приглашением юных коллег.

Артисты балета Вячеслав Лопатин и Анастасия Сташкевич в балете "Фавн" в постановке хореографа Сиди Ларби Шеркауи на Новой сцене Большого театра.Фото: Алексей Никольский/РИА Новости

Многолетнему премьеру Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Георги Смилевски бенефис устроил родной театр.

Дарья Павленко, экс-звезда Мариинского театра, стала мощным излучающим центром спектакля "До поезда осталось" по мотивам "Анны Карениной", а Диана Вишнева, пригласив в партнеры Жиля Романа, привезла в Россию и исполнила с испепеляющей откровенностью постановку Мориса Бежара "Стулья" по Ионеско.

Все эти артисты, помнящие вкус креативности, риска и больших свершений, взяли инициативу на себя и опять стали героями года.

Балерина Диана Вишнева и французский танцовщик Жиль Роман выступают с балетом "Стулья".Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости
ТанецГид-парк