100 лет со дня смерти Есенина. На уникальной выставке-расследовании в Константинове представлено около 200 подлинных документов

Сто лет назад в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года не стало Сергея Есенина
Константиново встретило легким снегом и густым зимним туманом, скрывшим окские дали и оттого сделавшим музей-заповедник Есенина каким-то камерным. Снег прикрыл современность, туман смазал краски, и село предстало таким, по какому бегал, ходил, которое так любил Сережа Есенин. "Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром..."
Фото Александры Шулеповой

Прохожих на деревенской площади практически не было, не портила впечатление и одинокая, совсем небольшая группа туристов. Так что к каретному сараю усадьбы Кашиной, где разместилась выставка-расследование, подошли с ощущением перемещения во времени.

Выставка называется "Мое степное пенье сумело бронзой прозвенеть". Здесь собраны уникальные подлинные документы, в том числе из дела № 89, письма, факты, не выставлявшиеся ранее фотографии. В ее создании участвовали порядка десятка музеев и организаций - от архива ФСБ до народного музея Есенина в Воронеже.

- Это выставка-расследование, - рассуждает директор музея-заповедника в Константинове Вячеслав Журавлев. - Мы даем людям самим ознакомиться с материалами, пройти, прочитать. Взвесить и версии "за", и версии "против", и самоубийство, и убийство, увидеть, как версии об убийстве появлялись, в том числе в 90-е годы. Даже сама Татьяна Есенина - дочь поэта - в 90-е, когда у нее об этом спрашивали (здесь представлен ее ответ оригинальный), пишет о том, что все это неприятно, все эти вещи для того, чтобы вызвать какое-то особое отношение к определенным группам лиц у читателей. Она пишет, цитирую: "Мне эта мышиная возня не нравится, я надеюсь, скоро она прекратится". Вообще эта тема очень сложная, но я думаю, странно отрицать, что это очень сильно подогревает интерес".

Сергей Есенин был не только пьяница... Это только один из публичных образов, одна грань, которые сам же поэт и придумывал

Организаторы выставки отказались от экскурсоводов по ней, ведь у каждого есть свое мнение, и чтобы оно никак не повлияло на тех, кто пришел сюда за ответом. Единственное - это аудиогид, запущенный 27 декабря. Актеры просто читают представленные документы: протоколы допросов, воспоминания разных людей, к ним добавлены музыка и звуковые спецэффекты. От этой сухой констатации фактов даже у людей, хорошо знающих тему, на выходе - комок в горле.

Рассекреченные документы ФСБ, заключения современных криминалистов - самоубийство. Пронзительный раздел "18+": прядь волос, посмертная маска, здесь впервые публично выставлены фотографии погибшего поэта из морга. Есть в экспозиции и воспоминания о том, как в последние дни все пел: "Что-то солнышко не светит…". Что-то он знал или чувствовал?..

Раздел об отношениях с Троцким: Есенин пишет, что тот после личного общения хорошо к нему относился, помогал с изданием книг. Может, и не любил Есенина, но понимал, что такой поэт нужен стране.

И еще про мифы: кто бы хотел его смерти - большевики, литературная среда, масоны...

- Вот касаемо, например, уничтожения Есенина как духовного лидера. Ну красиво же звучит, мне, как человеку, который очень любит Есенина, где-то в глубине души даже нравится эта версия, потому что это действительно символ нашей культуры, нашего русского культурного кода, - говорит Журавлев. - Однако документы свидетельствуют, что все версии о его насильственной смерти - это пустые домыслы.

Зато моего собеседника радует другое. "А знаю, что поэзию Есенина не затмевают никакие мифы. На улицах Рязани попросили людей вспомнить его стихи. И оказалось, что их заучивают, помнят и готовы тут же рассказать полюбившееся стихотворение".

...Мы идем к старенькому дому, где родился и вырос поэт. Говорим о том, что Есенин очень разный: и деревенский рубаха-парень, и городской хулиган, и романтик с его захлестывающей нежностью, и патриот не плакатный, и мудрец… Но всегда искренний, всегда настоящий, открытый... И хотя мы живем в веке информации, искренности-то в этом мире больше не стало, наоборот, все спрятались: за своей маской, своей личной скорлупой, в своей норке, со своим компьютером.

И никакая мифология не сможет затмить поэзию Сергея Есенина.

- Любое подсвечивание этой темы с любой стороны пусть будет, - считает Вячеслав Журавлев. - Это же вызовет интерес, заставит взять томик стихов. И человек все равно поймет, какой на самом деле поэт Сергей Есенин. Он приедет к нам в Константиново, он послушает экскурсию о том, насколько это был нежный и чуткий человек... О том, что Есенин был не только пьяница, не только бабник, не только хулиган городской. Это только один из публичных образов, одна грань, которые сам же поэт и придумывал. Правда лишь в том, что эти образы пропитаны искренней любовью к людям, к своим близким, к своей стране, ее природе... Он не умел плакатно, бравурно кричать об этом, а через свою лирику показывал, как он это чувствует. Помните: "Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, дайте родину мою". Ну чем, скажите, это не современная национальная идеология?

В памятный день на его могилу возложили цветы. А в музее-заповеднике собрались почитатели его поэзии, чтобы еще раз обратиться к творчеству поэта, пробежать по мятой стежке стихов, окунуться в синь просторов, что сосет глаза...