
Зашкаливающий интерес к Чебурашке образца 2020-х годов понятен: фильмы эти "генетически" тянутся к советской образности и затрагивают ностальгические чувства зрителей. Ведь история, сочиненная Эдуардом Успенским и визуализированная "Союзмультфильмом", - это "наше все". И это наша история. Наше "прекрасное далеко". Наша (вспомним совсем другой фильм, тоже идущий в прокате) "сентиментальная ценность". И тут у родителей такая возможность: взять свое чадо, сросшееся со смартфоном, за руку, ножками пойти в кино на сказку, где персонажи вроде и с лейблом "сделано в СССР", однако шагнувшие в современные реалии. Артисты прекрасные: Сергей Гармаш (Геннадий Петрович, он же Гена), Елена Яковлева (Римма, она же Шапокляк), Федор Добронравов (друг Гены), Наталья Щукина (директор дендрария, где Гена работает садовником), Дмитрий Лысенков (Ларион, сподручный Риммы), - они перешли из первой части, а во второй к ним добавился Александр Лыков в роли охотника ("Смотри, и Казанова здесь!" - шепчут взрослые на просмотре). Они существуют "вживую" с Чебурашкой-анимацией (но и актерские силы тоже задействованы, над этим персонажем трудились Ольга Кузьмина и Катерина Чередник). В финале "Чебурашки-2", когда препятствия позади и все мирно сидят за семейным столом, Гармаш играет на гармошке "Катится, катится голубой вагон", - мелодия это бередит нечто заветное в зрительской душе. И все же это совсем, совсем другая история.
Когда сегодня пересматриваешь советский цикл мультфильмов о Крокодиле Гене и Чебурашке, сердце замирает от простодушной кукольной анимации, которой неведомы "высокие технологии", от самобытного камерного мира, где все согрето теплом человеческих рук. Современному зрителю предлагается монструозный блокбастер с замахом на такие сюжетные повороты, что действие никак не может завершиться. Оно происходит вроде бы на российском юге, но он такой умышленный и абстрактный, что это и не Россия, и даром что водопад, в котором чуть не гибнут юные герои второй части, показан с ниагарским размахом, Америкой это тоже не назовешь. Реальность, где обитают персонажи, настолько бездушна, что как будто сгенерирована искусственным интеллектом. Всерьез подключиться к ней не удается. Если Чебурашка из первого фильма еще как будто немножко помнил о своем "союзмультфильмовском" предке (который был само воплощение нежности, доверчивости, чистоты), то сегодня перед нами какой-то необаятельный прожорливый троглодит, напоминающий огромных наглых нейрокотов из модных нынче роликов. Чебурашка-2 подрос, приблизился к пубертату со всеми вытекающими: зубастик довольно эгоцентричен, настырен, а еще увлекается книжками по психологии и может надменно парировать: "Твои проблемы тянутся из детства". А когда взрослый хочет его охолонить, Чебурашка определяет такое поведение как "оральную агрессию". И если ролик с нейрокотиками длится минуты две-три (этот не понравился - листайте дальше), то злоключения Чебурашки-2 и К⁰ - зритель, будь готов - почти "на два часа составят существо разыгрываемой пред вами были".
Над сценарием трудилась та же команда, что и в первой части, которая была более цельной, собранной и вовсе не лишенной обаяния. Нынешний сценарий более уязвим. Экспозиция слишком затянутая, зрителям долго напоминают содержание предыдущего фильма. Если прежде Чебурашка мучился вопросом самоидентификации (кто он - собака, обезьяна, человек?) и вписывался в человеческую семью, то здесь, как поначалу кажется, главное - в спасении родного дома. Римма намерена строить парк аттракционов, в который не впишется Генин дом, и его решено снести. А дом этот связан с женой Гены (Марина Коняшкина), разбившейся когда-то на дельтоплане (смотри первую часть). Здесь она тоже появляется во флэшбеках, величают ее Любовью Андреевной, что отсылает к чеховской Раневской и усиливает тему вероятной гибели родового гнезда. Но вот Гена, прихватив Чебурашку, приходит разбираться к Римме... и проблема быстро решается. Да, она опять возникнет ближе к финалу, но до этого внимание зрителя будет перескакивать с одного на другое. Потеряется "сквозное".
Римма обещает не трогать дом с башенкой, но пусть Гена с Чебурашкой приходят на день рождения ее обожаемой внучки Сони (Ева Смирнова), что те и делают. Чебурашка нечаянно портит праздник, хотя Соня воспринимает это совсем иначе, зверьку попадает от взрослых, и вследствие некого подросткового бунта он отправляется в горы вместе с Соней, вечно всем недовольной, и Гениным внуком Гришей (Илья Кондратенко). Гриша озабочен грядущим пополнением в семье, мама носит в себе малыша: это заявлено, но не доведено до серьезных переживаний. И потому, когда в русле хеппи-энда Гришина мама изрекает что-то в духе: "Малыш, не переживай, сколько бы детей ни появилось у нас, ты останешься любимым", - выглядит это формальностью. И вообще кажется, что проблемы, заставившие юных героев идти в горы (а взрослых отправиться на поиски), высосаны из пальца.
После побега Чебурашки, Сони и Гриши фильм становится сильнее похожим на сказку: вот герои, покинувшие родное место, вот злодеи, возникающие у них на пути. В качестве злодея возникает охотник Александра Лыкова, больше похожий на одинокого Людоеда из западных сказок. К слову, во флэшбеке, когда охотник должен явиться нам молодым, актера подменяет его сын Матвей Лыков. Авторы как будто подкрепляют заявленную тему семейных ценностей актерским составом: когда нужно показать молодым героя Федора Добронравова - на экране является Виктор Федорович. Работает в фильме и иной контекст, не фамильный, но партнерский. Глядя на Сергея Гармаша с Еленой Яковлевой (чьи герои по сюжету примагничиваются друг к другу, и этот процесс на экране убедителен), невозможно не вспомнить, что они долго служили в "Современнике" и играли в одних спектаклях, скажем, Ильина и Тамару в "Пяти вечерах".
Актерский состав вообще очень хорош. Такому фильму - с выдуманно-выхолощенным миром - нужен в центральной роли именно Гармаш. Про таких говорили раньше: "актер натуры", "сермяжный артист". Его природа, очень конкретная, разломает изнутри любую искусственную конструкцию. Яковлева порой притягательно нежна в своем рельефном рисунке роли. Не уступают им исполнители ролей второго плана. Так, крайне выразителен в образе Лариона прекрасный эксцентрик Дмитрий Лысенков. Александр Лыков, актер тонкой и умной природы, как всегда очень живой и внутренне ироничный.
Разве что юные артисты сняты неловко, "со швами", так и видишь, как им говорили: "здесь посмейся", "тут надо погрустить". И не скажешь, что детские роли сложились как роли с протянутым смыслом, это скорее набор реакций и гримас, худо-бедно нанизанный на сюжетную нить. Но и взрослые актеры хороши больше сами по себе, на выделенных им участках. И когда возникает персонаж того же Лыкова, выглядит это как попытка сценаристов включить еще какой-то мотор забуксовавшего действия.
А впереди "Чебурашка-3". В финале второй части нам анонсируют следующую часть, где заглавный герой вступит в пору возмужания. Анонс обещает, что мы узрим и Чебурашку-самочку, и, вероятно, их потомство. Как вам это понравится?