
Анатолий Андреевич, уже три дня в интернете идет активное обсуждение этой темы: сравнивают действия американского спецназа "Дельта" во время операции "Абсолютная решимость" в Каракасе с начальным этапом СВО, в частности, с высадкой нашего десанта в Гостомеле 24 февраля 2022 года. Это, конечно же, не совсем уместное сравнение?
Анатолий Матвийчук: Это несравнимые вещи. Операцию "Дельты" гораздо корректнее сравнить с операцией по взятию дворца Амина в 1979 году, проведенную силами спецподразделений КГБ СССР и Советской армии, во время которой был убит тогдашний руководитель Афганистана.
Что касается Гостомеля, то там нашей армией был применен тактический воздушный десант по захвату и удержанию аэродрома. Гостомельский десант проводился в рамках крупномасштабной войсковой операции. И наши десантники свою задачу выполнили. А вот в Венесуэле "Дельтой" проведена разведывательно-диверсионная точечная операция, нацеленная на один конкретный объект в формате "зашел - вышел". Она готовилась в пределах полугода при участии ЦРУ, агентства национальной безопасности США, различных организаций и фондов, которые имели дипломатическую аккредитацию в Каракасе.
Была создана целая агентурная сеть, проведена рекогносцировка местности, были выявлены система управления, система противовоздушной обороны, система обеспечения безопасности президента Венесуэлы и, самое главное, был установлен контакт с офицерами республиканской бригады охраны президента. Скорее всего, через них американцы и вышли на личную охрану Мадуро.
Когда-то наш спецназ ГРУ был лучшим в мире. Какие задачи ставились перед ним во времена Советского Союза?
Анатолий Матвийчук: На излете советского периода спецназ Главного разведывательного управления Генерального штаба имел шесть задач, одна из которых - разведывательно-диверсионная деятельность в тылу противника, к которой и относится операция, проведенная "Дельтой". В 1956 году были созданы первые разведывательные части подразделений ГРУ специального назначения для борьбы с ядерным оружием, которым обладает противник. Потом дополнили функцию по организации партизанских действий. Затем расширили задачи по антипартизанским действиям, по разведке диверсионных действий, по разведке и уничтожению объектов, обеспечивающих боеспособность противника, проведение диверсионных действий в тылу врага. Ну и последней поставленной задачей был поиск сбитых экипажей летательных аппаратов.
Раньше слово "спецназ" было обожествляемым во всех армейских частях. Я помню, когда сам туда попал еще молодым. Иностранные языки, огневая и инженерная подготовка, минно-взрывное дело, рукопашный бой, боевая география или театр военных действий, работа с любыми средствами связи и многое другое. Все эти науки мы изучали тщательнейшим образом.
А что случилось со спецназом ГРУ после развала Советского Союза?
Анатолий Матвийчук: Пришли лихие 90-е, произошла реформа в армии. Различного рода спецназы стали рождаться, как мухоморы в лесу. Свои спецподразделения захотели иметь не только другие рода войск, но и даже различные ведомства, не относящиеся к силовому блоку, например МЧС. А ведь спецназ - это специальное назначение, то есть в нем должны служить военные специалисты, обладающие исключительными навыками.
В рамках армейской реформы из Вооруженных сил России попытались сделать что-то наподобие иностранных армий, но ничего хорошего из этого не вышло. Доходило до абсурда: нас хотели заставить носить погон на животе, на манер западных армий.
Ушли полковники, которые имели опыт проведения задач по ликвидации одиозных фигур за границей. Была прервана преемственность поколений, утеряна школа, а это были наработки еще со времен Великой Отечественной войны. Теория, конечно, оставалась в книгах и учебниках, но ведь важна передача знаний на практике.
Изменилась и структура. Части спецназа ГРУ базировались в разных местах в военных округах. И когда началась реформа армии, командующие округов очень захотели забрать эти части под свое командование. И это неудивительно, потому что это были самые подготовленные и боеспособные бригады. Афганистан показал, что подразделения специального назначения на голову выше регулярной пехоты, они решали практически любые задачи.
В итоге переподчинение округам произошло, но, так как на местах в округах не хватало специалистов по специальной, боевой и оперативной подготовке, соединения спецназа превратились, по сути, в легкие мотострелковые бригады на технике, которые выполняли функции, далекие от своего истинного предназначения. Как правило, это были задачи охраны командного пункта и руководящего состава. В итоге каждая бригада армейского спецназа жила сама по себе, варилась в собственном соку, а у каждого начальника было свое собственное видение, как применять эту силу.
Именно поэтому в 2009 году понадобилось выделить из армейского спецназа отдельную структуру, которую назвали ССО - Силы специальных операций. Это было, безусловно, правильное решение. Хочу отметить, что со времени начала СВО навыки бойцов спецподразделений подтянулись до приличного профессионального уровня. Они хорошо выполняют свои задачи, в частности, в Сумской и Черниговской областях, где мы контролируем логистику и проводим диверсионные действия.
Кстати, только что стали сбрасывать в соцсети видео, вероятно, из каких-то венесуэльских каналов. На этих кадрах мужественными венесульскими воинами запечатлен пролет девяти вертолетов спецназа армии США "Дельта". Вот говорят, что были подавлены венесуэльские стационарные системы ПВО. А как вы думаете, сколько нужно ПЗРК (переносных зенитно-ракетных комплексов. - Прим. "РГ") "Игла", чтобы сбить эти дорогостоящие игрушки, напичканные спецназовцами?
Анатолий Матвийчук: Минимальное количество - 9, максимальное - 18.
А сколько сейчас на вооружении Венесуэльской армии российских ПЗРК "Игла"?
Анатолий Матвийчук: Пять тысяч штук. Россия поставила Венесуэле много военной техники и вооружений, не только ПЗРК. И ничего из этого не сработало. По сути, ни единого выстрела не прозвучало.
Получается, что это просто сдача армией своего президента?
Анатолий Матвийчук: Смотрите, в свое время и падение в Ираке режима Саддама Хусейна, и свержение сирийского лидера Башара Асада произошли в результате предательства генералов и офицеров. Не буду оригинален: думаю, что Мадуро тоже предали.