"Медийные скандалы и другие "непотребства": Владимир Пахомов о том, каким ему запомнился 2025 год

Филолог Владимир Пахомов рассказал о том, каким ему запомнился 2025 год
Научный сотрудник Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН, председатель Филологического совета Тотального диктанта Владимир Пахомов рассказал "Российской газете", что можно найти в словарях, и почему лингвистов так раздражают дутые сенсации.
Нина Зотина/РИА Новости

Научный сотрудник Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН, председатель Филологического совета Тотального диктанта Владимир Пахомов:

- 2025-й год мне запомнился, в первую очередь, двумя, связанными друг с другом событиями. Во-первых, выходом довольно большого количества новых словарей русского языка, четыре из которых имеют статус словарей, содержащих нормы русского языка, как государственного языка Российской Федерации.

Отрадно, что в этом списке из четырех словарей три подготовлены в стенах академических институтов, в том числе два - орфографический и орфоэпический, в стенах родного для меня Института русского языка имени Виноградова РАН.

Но в то же время существование этого списка оставляет вопросы: а как быть, если те или иные языковые единицы есть в других словарях, не в тех, которые входят в список словарей, фиксирующих нормы русского как государственного?

Вот, например, в этом же году вышел Большой словарь ударений русского языка. Тоже нормативный словарь, он подготовлен в стенах Института русского языка РАН. Или, например, внесены очередные добавления в "Академос" - нормативный словарь, тоже подготовленный нашим институтом. Как быть в ситуации, когда варианты есть в этих словарях, но их нет в словарях русского языка как государственного? Нормативны они или не нормативны? Как и каким образом будут вноситься изменения в словаре русского как государственного? На эти вопросы ответов мы пока не получили.

Уходящий год запомнится многочисленными медийными скандалами, связанными с непониманием того, чем занимаются лингвисты, почему те или иные варианты слов оказываются в словарях, как вообще живет и меняется язык, как и с какой целью создаются словари. В этом году проявлялся большой и, к сожалению, не всегда здоровый интерес к лингвистической работе. Было особенно много обсуждений, связанных с якобы новыми нормами, с якобы вновь установленными вариантами ударения, произношения, правописания и так далее, в которых на самом деле ничего нового не было. Ну, в очередной раз мы пережили историю, связанную с якобы разрешением ударения "звОнит", хотя такого разрешения пока не было и вряд ли оно случится в обозримом будущем. Мы удивлялись тому, что некоторые СМИ распространили информацию о будто бы новых вариантах "миллион" - "мильон" и "миллиард" -"мильярд", хотя, на самом деле, эти варианты уже давным-давно есть в словарях и передают устарелое или разговорное произношение...

Как-то особенно много было таких историй, в которых лингвисты представали людьми, разрушающими русский язык и фиксирующими всякие непотребства. Кроме того, в 2025 году году в связи с изменениями в "Академос" можно было услышать с одной из высоких трибун раздражение по поводу того, что попадают в этот словарь и недавно заимствованные слова, такие как "пауэрбанк". Но лингвисты просто честно выполняют свою работу, потому что такие слова становятся фактами русского языка. И, будучи недавно заимствованными, они испытывают колебания в написании. А задача орфографического словаря - эти колебания устранить и дать единую безвариантную норму... И это рождает планы на новый год.

Надо вести просветительскую работу, рассказывать о том, чем занимаются лингвисты, для чего они пишут словари и что можно в этих словарях найти.