
Не удивлюсь, что читающие эти строки спросят: а кто такой Демихов? Совсем кратко: он из разряда самых великих ученых мира. Это человек, который в середине прошлого века доказал, что возможна пересадка органов, что сердце погибшего человека можно пересадить живому человеку, в случае если у живого оно перестало работать.
Давно живу на свете. И мне повезло… В середине прошлого века , когда Демихову активно возражал чуть ли не весь ученый мир - прежде всего биологи, физиологи, медики, когда Владимира Петровича объявляли сумасшедшим, шарлатаном, гнали, обвиняли даже в том, что будучи биологом по образованию он лезет в медицину… Встретилась с гонимым.
Не помню откуда, от кого впервые узнала, услышала о Демихове. Может, из публикации блистательного журналиста Анатолия Аграновского. Очень хотелось увидеть демиховскую собаку с пересаженной головой. Узнала, что Демихов ютится на территории Склифа. И вместе с фотокорреспондентом отправилась к Владимиру Петровичу.
Да, это было действительно помещение на территории НИИ скорой помощи имени Склифосовского. И была собака с двумя головами. Все объяснения Владимира Петровича - мимо ушей. С ужасом смотрела на эту собаку, а коллега фотокорреспондент просто потерял дар речи, но снимки сделал. Не так, как это бы сделали теперь. Ни меня, ни Владимира Петровича на снимке нет. Только собака с двумя головами..

Через какое-то время, когда царил апофеоз гонений на Демихова, была на знаменитом собрании бомонда науки, биологии, медицины. Собравшиеся дружно гнобили "авантюриста Демихова". Как это выдерживал обвиняемый… Он был виноват даже в том, что по образованию не медик, а биолог. К тому же никому не известен. Когда объявили перерыв, вышли из зала. Спросила очень уважаемого, прошедшего всю Великую Отечественную войну врача, новатора, академика, как такое возможно? Ответил: "Давай не обсуждать! Иначе мы поссоримся".
Затянулось вступление? Согласна. Но оно о том, что и в те времена, и в наше время искусственного интеллекта, судьбы уникальных открытий, уникальных исследований не всегда складываются гладко. Потому что они чаще всего из ряда вон? Забыть?
Годы прошли. Помню, первый всемирный форум хирургов в Москве во Дворце съездов. Ажиотаж! Ждали участия американского хирурга Кристиана Барнарда, который в 1967-м году в Кейптауне впервые в мире провел успешную пересадку сердца. Не было речи о том, что стало это возможным благодаря Владимиру Петровичу. Никто тогда не говорил, да и мало кто знал о том, что прежде чем решиться на такую операцию, Барнард прилетал в Москву, советовался с Демиховым. Где они встречались? Не знаю. Я была у Демихова, и фотография, которую мы публикуем, сделана в двухкомнатной квартире четвертого этажа панельного дома на окраине Москвы, где доживал свой век великий Демихов.
До этой встречи знаменитый хирург-трансплантолог, академик Анзор Шалвович Хубутия, назначенный директором Склифа, за свои деньги заказал памятную доску, которую разместил на том склифовском помещении, в котором когда-то впервые увидела Демихова. Позже знаменитый хирург-трансплантолог, академик Сергей Владимирович Готье установил Демихову памятник в одном из залов Центра трансплантологии и искусственных органов. Зал носит имя Демихова.
И еще. Опубликованную у нас в "РГ" заметку о встрече с Владимиром Петровичем прочел уникальный российский хирург, академик Ренат Сулейманович Акчурин. Он позвонил и попросил, чтобы я его познакомила с Демиховым. Ренат приехал за мной. Сам за рулем. Приехали. Поднялись в квартиру Владимира Петровича. Он был в ту пору уже тяжело болен, сидел в кресле. Ренат Акчурин встал на колени перед Демиховым и показал ему свою реликвию - тоненькую, явно зачитанную книжечку с массой подчеркиваний. Автор книжечки о трансплантации органов Владимир Демихов. Ренат сказал, что этой книжечкой хвалится перед зарубежным коллегами. И что те в ответ произносят: "О-о! У вас есть книга самого Демихова! Человека на все времена".

Когда Владимир Петрович умер, организацию похорон взял на себя все тот же Андрей Акопян. А я обзванивала разные медицинские и не только медицинские инстанции: просила прийти на прощание. Пришли Валерий Иванович Шумаков, Лео Антонович Бокерия, Геннадий Григорьевич Онищенко.
Владимира Петровича давно нет в живых. А пересадка органов - во всем мире - развивается как никогда ранее. Постоянно сообщается о новых ее возможностях, о новых вариантах спасения жизней. Во времена высочайших технологий, искусственного интеллекта пересадка органов диктует новые возможности.
Признаюсь, не случайно начала с той фотографии, которая у меня есть. Даже не все медики знают, кто такой Владимир Петрович Демихов. А знать надо! Банально, но без прошлого нет будущего. Вот сегодня готовится этот текст в содружестве с заместителем директора Института биомедицины Надеждой Валерьевной Богуш. Она причастна к тому, что в Пироговском медицинском Университете имя Демихова присвоено кафедре трансплантологии. Кстати, университет возглавляет академик Сергей Анатольевич Лукьянов, который, как и Демихов, биолог. Веление времени? Ныне современная медицина буквально повязана и с биологией, и с физикой, и с химией, и с новейшими технологиями. И роботы, ставшие завсегдатаями в операционных, где пересаживаются органы, не удивляют… Теснее от их присутствия не становится.
А мир тесен. Давно живу на свете и не раз в этом убеждалась. Вот и непосредственным поводом к встрече с Надеждой Валерьевной стал звонок дочери Демихова Ольги Владимировны Демиховой. Ольга - профессор, доктор медицины, заслуженный врач Российской Федерации. Она-то и рассказала о присвоении имени Демихова кафедре трансплантологии и искусственных органов, познакомила с Надеждой Валерьевной. А фамилия Надежды - Богуш. Родилась Надя в Москве. А ее дедушка - Лев Константинович Богуш - уроженец Нижнего Новгорода, и в моем далеком нижегородском детстве его имя было на слуху среди лучших хирургов города, таких как Березов, Дурмашкин. Лев Константинович из тех немногих, кто был сторонником Демихова, человеком, протянувшим руку помощи в тяжелейшие времена.

Да, мир тесен. Настолько, что порой в это трудно поверить. Мама Надежды Валерьевны - Нина Львовна Богуш - однокурсница дочери Демихова Ольги Владимировны. В тесном мире для всех есть место. Если не враждовать, не делать пакостей друг другу. Если сохранять доброжелательность, веру. Вот и нынешнее конкретное тому доказательство. Да, Надя родилась не в Нижнем, в Москве. Все ее близкие родственники - врачи. Кем будут двое ее детей, сказать сложно: дочери 13 лет, сыну - 8. А пока слово их маме: Надежде Богуш.
- Склиф не зря всемирно известен, - говорит Надежда. - Наверное, не случайно хоть какое-то пристанище великому Демихову предоставил именно Склиф. А Второй мединститут всегда был связан со Склифом по разным направлениям, в том числе и по направлению развития медико-биологических проблем, а значит и пересадки органов. Да, материальные базы разные. Но связь всегда была и есть. Хирургов Склифа и сотрудников Пироговского Университета волновал вопрос обучения студентов началам трансплантологии. Так как кафедра трансплантологии - она во втором меде давно - занималась подготовкой врачей, а не самих студентов. И вот по инициативе заведующего кафедрой трансплантологии университета профессора Мурада Сафтаровича Новрузбекова было решено перевести кафедру с факультета постдипломного образования на медико-биологический факультет. Кафедре присвоили имя Владимира Петровича Демихова. И демиховская кафедра выпустила учебник по трансплантологии для студентов и врачей. Вот с таким предисловием:
" Владимиру Петровичу Демихову
Эта книга - первая, вышедшая на кафедре Вашего имени, и мы не могли начать иначе, как обратившись к Вам. Вы знали, что сердце можно пересадить, когда весь мир считал это фантастикой. Вы делали то, что казалось невозможным - не ради славы, а потому что понимали: без этих экспериментов хирургия застынет на месте.
Ваши собаки с двумя сердцами шокировали коллег, но именно они открыли путь к спасению миллионов жизней. Вы работали в подвале, с минимальным оборудованием, но с максимальной самоотдачей. И когда через десятилетия Кристиан Барнард совершил первую пересадку сердца человеку, то позвонил Вам - признавая, кто был первым.
Мы продолжаем искать. Продолжаем экспериментировать. Продолжаем верить, что невозможное - это просто то, что еще не сделано. Как учили Вы.
Спасибо за проложенную дорогу. Мы идем по ней дальше. С глубоким уважением. Ваши последователи."
…Пересадка памяти продолжается.