Прокуратура Южной Кореи озвучит меру наказания для экс-президента Юн Сок Ёля

В Южной Корее подходит к заключительному этапу судебный процесс по делу о попытке введения военного положения 3 декабря 2024 года. 9 января в Центральном окружном суде Сеула состоится заключительное заседание по делу о мятеже, главным обвиняемым по которому проходит бывший президент страны Юн Сок Ёль. На нем спецпрокурор впервые официально озвучит, какое наказание он требует для экс-главы государства. Есть два основных варианта - смертная казнь или пожизненный срок в тюрьме.

Процесс длится около года - с января 2025 года, когда Юн Сок Ёль стал первым в истории Республики Корея действующим президентом, оказавшимся под арестом и переданным под суд. По масштабу и значению дело сравнивают с судебными разбирательствами над Чон Ду Хваном и Но Тхэ У - организаторами военного переворота 12 декабря 1979 года. С тех событий прошло почти 30 лет, и нынешний процесс фактически становится первой за долгое время юридической оценкой преступлений по статье "мятеж".

8 января специальный прокурор Чо Ын Сок с группой ключевых помощников начал совещание, которое длится и на момент написания материла. Итогом обсуждения должно быть решение в отношении объема требуемого наказания. Уже утром 9 января суд заслушает итоговую позицию обвинения, заключительную речь защиты и последнее слово подсудимых.

Главный вопрос - какую именно меру наказания запросит прокуратура для экс-президента. По версии обвинения, Юн Сок Ёль, не имея оснований в виде войны или чрезвычайного кризиса, объявил незаконное военное положение, задействовал армию и полицию для блокирования парламента, а также пытался организовать задержание ключевых политических фигур и сотрудников Центральной избирательной комиссии. Все это квалифицируется как мятеж с целью подрыва конституционного строя.

По обвинению в руководстве мятежом - а именно в этом обвиняется Юн Сок Ёль - уголовное законодательство Республики Корея предусматривает строго ограниченный перечень санкций. Суд, если признает Юна виновным, может назначить только одно из трех наказаний: смертную казнь, пожизненное тюремное заключение с обязательными работами или пожизненное тюремное заключение без обязательных работ.

Возможность условно-досрочного освобождения формально предусмотрена законом в обоих случаях и не является критерием разграничения этих видов наказания. То есть по большому счету выбор стоит между двумя опциями - смертная казнь или пожизненный срок в тюрьме.

Юристы уже проводят параллели с делом экс-президентов Южной Корей Чон Ду Хвана и Но Тхэ У. В 1996 году прокуратура требовала для Чона смертной казни, а для Но - пожизненного заключения. В итоге Чон был приговорен к смертной казни, но позже наказание заменили на пожизненное, а Но получил длительный тюремный срок. Эти прецеденты сегодня рассматриваются как ключевая точка отсчета и для нынешнего процесса.

Группа спецпрокурора Чо Ын Сока на протяжении всего разбирательства настаивала, что экс-президент действовал с целью устранения политических оппонентов и удержания власти силовым путем, сознательно подрывая демократические институты. Именно поэтому в юридических кругах преобладает мнение, что обвинение может запросить для Юн Сок Ёля скорее всего смертную казнь.

Помимо Юн Сок Ёля, фигурантами дела являются еще семь человек - в том числе бывший министр обороны, экс-глава военной разведки, высокопоставленные офицеры армии и руководители полиции. Всем им вменяется участие в мятеже или исполнение ключевых задач в рамках попытки силового захвата власти. Бывшим военным также грозят серьезные наказания - от пяти лет тюрьмы до высшей меры.

Решение по мере наказания, которое будет озвучено завтра, станет не только кульминацией этого процесса, но и ориентиром для всех остальных дел о мятеже, которые уже рассматриваются или еще поступят в суд. Оглашение приговора по первой инстанции ожидается до плановой ротации судей в феврале.

Южная Корея