Майя Ломидзе: Иностранцы едут в Россию за впечатлениями, а не только за достопримечательностями

Ломидзе: Выездной туризм почти восстановился до показателей 2019 года
Въездной туризм в Россию будет только расти благодаря безвизу с Китаем и интересу со стороны Ближнего Востока. В то время как россияне, путешествуя по стране, учатся экономить и выбирают более бюджетные направления, иностранцы активно осваивают Арктику, Байкал и Камчатку. О туристических трендах и прогнозе на 2026-й в большом интервью "Российской газете" рассказала исполнительный директор ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе.
Майя Ломидзе
Майя Ломидзе / Максим Блинов/ РИА Новости

Какие тренды в туризме вы видите в этом году? Продолжатся ли они в следующем?

Майя Ломидзе: Въездной туризм получил значительный импульс в результате введения безвизового режима с Китаем, ожидается рост прибытий минимум на 15%. Растет интерес со стороны арабских стран и Турции. Ключевая тенденция выражается в смене мотивации: иностранцы едут за впечатлениями, а не только за достопримечательностями. Это сглаживает сезонные различия и увеличивает турпоток в зимние месяцы. Популярны Русский Север, Арктика, Байкал и Камчатка. Доминирует организованный сегмент, особенно среди туристов с Ближнего Востока и из Юго-Восточной Азии, ценящих безопасность и индивидуальный подход. Скорее всего, в следующем году продолжится рост спроса со стороны китайского и ближневосточного направлений, а также стран Юго-Восточной Азии.

Внутренний туризм демонстрирует иные тенденции: туристы экономят, сокращая длительность поездок и расходы. И спрос в разных регионах разный - в Краснодарском крае он снизился, в Санкт-Петербурге, Калининграде, Москве - вырос. Увеличивается спрос на санатории, короткие wellness-программы, экотуризм и удаленные регионы Дальнего Востока и Крайнего Севера. Мощным драйвером стал событийный туризм, например, фестивали в городах Золотого кольца и других регионах. В 2026 году на рынок внутреннего туризма могут повлиять инфляция, налоговая реформа, кадровый дефицит и неопределенность с открытием пляжей в Анапе.

Выездной туризм почти восстановился до показателей 2019 года, 11,3 млн человек против 12 млн в 2019 г. Растет доля организованных путешествий через туроператоров, а также спрос на премиальный сегмент, в том числе за счет выбора более дорогих отелей и дополнительных услуг на традиционных направлениях, например в Турции. Ожидается высокий спрос на новинки, такие как Куба, Саудовская Аравия, Вьетнам, также будет расти Китай в связи с введением безвиза. Ожидается, что в следующем году сохранится рост спроса на премиальные туры.

Путешествия по России дорожают. На какие направления нужно обратить внимание в следующем году, чтобы они вышли дешевле?

Майя Ломидзе: Конечно, все зависит от цели. И если очень хочется на море, то для снижения стоимости отдыха придется выбирать бюджетные средства размещения, выезжать на отдых не в пик высокого сезона и так далее. Если цель - отдохнуть можно и без моря, то для экономии стоит выбирать регионы - не хиты, менее раскрученные и популярные среди туристов регионы. Это в первую очередь территории, расположенные вдали от главных туристических магнитов.

Например, это почти весь Приволжский федеральный округ, за исключением Казани. Это Северо-Западный регион, кроме Карелии и, естественно, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это, в частности, Новгородская область, за исключением Старой Руссы, почти вся Мурманская область, за исключением Хибин. Также стоит обратить внимание на регионы Уральского федерального округа и на территории ЦФО, кроме Москвы, Подмосковья и городов Золотого кольца. Например, Калужская, Тульская, Орловская области.

По разным оценкам, российский туризм находится на пике. Ожидаете ли вы снижения в следующем году? Какие сектора могут больше пострадать?

Майя Ломидзе: О глобальном снижении речи не идет, но динамика различается по направлениям.

Во внутреннем туризме рост замедлился из-за восстановления выездного туризма и роста цен. Ожидается небольшой прирост, который сдерживают инфляционные ожидания.

Въездной туризм будет расти благодаря безвизу с Китаем и интересу к России со стороны туристов с Ближнего Востока.

Дальнейшие перспективы выездного туризма зависят от геополитических факторов и курса рубля. При сохранении стабильного курса рост продолжится.

В случае значительного ухудшения экономической ситуации может пострадать туристическая инфраструктура в регионах, в частности, объекты размещения, питания, перевозчики, которых в той или иной степени затронула налоговая реформа.

В начале летнего сезона говорили о дефиците самолетов на внутренних направлениях. Увеличится ли этот дефицит в этом году? Или, наоборот, дефицита не будет на фоне снижения интереса к путешествиям?

Майя Ломидзе: Дефицит имеет место и будет усугубляться в ближайшие годы, так как авиационный парк почти не обновляется. Однако пока он не носит критического характера и не влияет на количество рейсов. Он может быть лишь одним из факторов ценообразования. При этом снижения пассажиропотока не наблюдается на протяжении последних двух лет.

Летние задержки и отмены самолетов глобально отразились на туризме? Можно ли с этой ситуацией связать рост популярности автотуризма?

Майя Ломидзе: Нет, это совершенно разные вопросы. Летние задержки и отмены авиарейсов привели в основном к росту расходов туроператоров, для туристов эффект был кратковременным. Рост автотуризма - это более глобальная и давняя история. Он обусловлен закрытием аэропортов юга и запада России и трендом на короткие поездки в сопредельные регионы. Туристы также пересаживаются на автомобили из-за роста цен на железнодорожные и авиабилеты, а не из-за отмен и задержек полетов.

В этом году вступила в силу обязательная сертификация средств размещения. Как это отразилось на отрасли? Будут ли заметны последствия в пик туристического сезона?

Майя Ломидзе: Сертификацию к концу года прошли почти все отели. Это увеличило затраты отельеров, но последствий в виде роста цен не ожидается, цены сегодня растут по другим причинам.

В этом году в Россию увеличился турпоток из Китая. Судя по особенностям китайских туристов, они любят посещать именно популярные места. Не кажется ли вам, что это поднимет цены в и так загруженных и "дорогих" регионах?

Майя Ломидзе: На цены в регионах влияет множество факторов. И самый главный из них - они и так уже раскручены и заполнены туристами, как иностранными, так и российскими. Поэтому появление китайских туристов вряд ли существенно повлияет на ценообразование.

ЕС усложнил получение шенгена для россиян. Но наши туристы продолжают туда ездить. Как вам кажется, с чем это связано? Сократится ли этот поток в 2026 году?

Майя Ломидзе: Туристический поток в ЕС радикально сократился в 2022 году и сейчас находится на стабильно низком уровне. Его поддерживает традиционный интерес к европейским странам и их культуре. Теперь это стал практически полностью премиальный сегмент для состоятельных туристов. Поток в 2026 году вряд ли сильно изменится.

В этом году Китай стал безвизовым для россиян. Как это отразилось на туризме? Войдет ли это направление в топ-5?

Майя Ломидзе: По предварительным оценкам, по итогам 2025 года Китай уже входит в топ-5 и занимает третье место после Турции и ОАЭ. Турпоток в Китай в этом году вырос примерно на 29%. В то же время часть поездок в Китай связана с транзитом в другие страны Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Для жителей дальневосточных регионов Китай уже стал аналогом Турции, это наиболее доступное для них направление с точки зрения цены и территориальной близости. При этом сегодня популярность в Китае набирают комбинированные туры и сложные маршруты, например, экскурсии по историческим регионам страны.

Как меняется география выездного туризма? Повлияла на него отмена виз для россиян в ряде стран?

Майя Ломидзе: Сегодня можно говорить о росте выездного турпотока почти на всех направлениях и о диверсификации выездного туризма. Меняется структура выездного туризма, фактически формируется полицентричная модель, где есть страна-локомотив Турция, но параллельно центрами притяжения становятся Египет и Таиланд, а новыми точками бурного роста - Вьетнам и Китай, в том числе за счет отмены виз.

Туризм