
Но главную свою миссию Алексей Смертин видит не в испытании границ возможностей своего организма, а в помощи тем, у кого эти возможности волею судьбы ограничены. Смертин возглавляет департамент устойчивого развития и социальной ответственности Российского футбольного союза (РФС). Это самое важное направление РФС, как утверждает сам Алексей.
Департамент, который вы возглавляете, возник по вашей инициативе. Как это произошло?
Алексей Смертин: Импульсом стал чемпионат мира в нашей стране, точнее, даже его подготовка. Меня пригласили стать послом заявочного комитета ЧМ-2018. Должность предполагала серьезную вовлеченность в процесс: было много поездок, встреч. И то, что нам доверили проведение турнира, стало для меня первым большим успехом за пределами футбольного поля. Далее, в преддверии чемпионата по инициативе ФИФА в РФС была открыта должность офицера по борьбе с расизмом и дискриминацией. Ее я и занял. Мы провели ЧМ-2018 безукоризненно. При этом надо понимать, что в нашем футболе расизма как такового нет. То, что очень редко случалось, - это скорее провокации, инструменты воздействия на игроков. Тема мне близкая: еще в процессе работы над заявкой ЧМ-2018 родилась идея кандидатской диссертации по психологии, которую я защитил в 2013 году. Тема - "Социальная ответственность лидеров фанатского движения". Ведь, приходя на трибуну, молодые люди легко попадают под влияние лидеров. Им становится важен не столько футбол, столько субкультура, в которой они оказываются. Но взаимодействие с фанатами - всего лишь часть массива социальной работы, которой на тот момент у нас никто серьезно не занимался. Так появилась идея создать в рамках РФС отдельную структуру. По-моему, до сих пор ни в одной другой спортивной федерации в нашей стране подобного департамента так и не появилось. Важный момент: мы работаем системно в соответствии со стратегией, разработанной до 2030 года. Понятно, что в каждой стране концепция устойчивого развития имеет свою специфику. У нас акцент делается именно на работу с людьми с ограниченными возможностями по здоровью, на их социализацию через мяч.
Зачем вам это вообще нужно?
Алексей Смертин: Уже с детства я следовал определенной модели поведения. Вот, например, моя позиция на поле подразумевает заточенность на командную игру. Я же кто - такелажник, тот, кто таскает, выполняет черновую работу за себя и за "того парня". Так называемый шестой номер. Раньше этого стеснялись, мол, стыдно "шестерить", а я со временем понял, что именно в такой роли могу быть лидером, помогать другим. И когда ты заканчиваешь карьеру, то думаешь, а почему бы мне не продолжать помогать другим. Я ведь в разных ипостасях потом себя попробовал и нигде удовлетворения не получил. А мне всегда хотелось заниматься делом, которое мне нравится.
Вы называете футбол терапией…
Алексей Смертин: Могу это утверждать исходя из своего опыта. До 15 лет я страдал энурезом (заболевание, с непроизвольным мочеиспусканием - прим. РГ). Представляете, что для меня это было: я же в команде, езжу на соревнования. Стеснялся невероятно. И только футбол помог все это пройти: я всю жизнь хотел играть, стремился к этому. Футбол был путеводной звездой, не дал сломаться психологически. Без ложной скромности скажу: наше направление, с моей точки зрения, сейчас самое важное в РФС. Потому что речь идет о тех, кто реально нуждаются в помощи. Да, на наших мероприятиях, соревнуясь между собой, люди могут повышать свое мастерство, но основной посыл - вовлечь в жизнь общества через футбольный мяч. Мы добавляем смысла в жизни наших ребят, пусть это и звучит громко. Мы меняем судьбы. Есть один парень, он несколько раз хотел уйти из жизни. А потом мы его познакомили с футболом, позвали его на межрегиональные соревнования. И он заиграл, его жизнь обрела новые смыслы. Да ради него одного стоило провести тот турнир!
Поняли, как общаться с людьми с ограниченными возможностями?
Алексей Смертин: Волей судьбы им недоступны многие соблазны, свойственные обычным людям. Они сфокусированы, очень упорны и при этом с чувством юмора. Вот парень, который без ног родился, подъезжает ко мне после награждения за автографом и такой говорит: "Алексей Геннадьевич, сядьте уже, в ногах правды нет". В то же время надо чувствовать, когда можно пошутить, иначе есть риск сильно задеть человека.
Вы за свою карьеру в разных клубах, наверняка, участвовали в разных акциях. Что-то почерпнули для себя с точки зрения вашей сегодняшней работы?
Алексей Смертин: Помню, в "Челси" ездили всей командой в госпиталь. Но такая обязанность была прописана в контракте, это не от сердца шло. Я и сам, честно говоря, участвовал в таких мероприятиях без охоты. Тогда не прочувствовал, насколько мой приезд мог быть важен для людей. Зато сейчас у нас есть ребята, которые участвуют в наших акциях абсолютно безвозмездно. Тот же Дмитрий Сычев. Он вообще как-то сказал: "Геннадьич, ты же занят, зачем тебе ехать, давай я вместо тебя". Это очень круто. Отмечу Дмитрия Сенникова. А олимпийский чемпион , бегун Юрий Борзаковский? Не футболист, но безумно любит футбол, любит помогать ребятам, ограниченным физически. Никогда не отказывает. Нередко даже отменяет какие-то свои встречи, чтобы с нами съездить.
С клубами Премьер-лиги вы как-то выстраиваете взаимодействие?
Алексей Смертин: Надо понимать, что любой профессиональный клуб во главу угла ставит результат основной команды. Хотя у меня была идея обязать клубы при лицензировании иметь команду по адаптивному футболу. Для ребят это важно. Прийти и играть в клубе, за который у тебя отец болел. То есть, с клубами работаем, но к чему-то обязывать пока не можем. Многое зависит от руководства, от конкретных людей, которым это важно и интересно.
Кто в Премьер-лиге сильнейший с точки зрения вашего департамента?
Алексей Смертин: Я бы назвал "Крылья Советов", ЦСКА. У армейцев есть свой "клуб болельщиков с инвалидностью". "Зенит" сформулировал стратегию по социальной ответственности, которую активно реализует. Мы четвёртый год проводим в Качканаре Свердловской области клубный турнир для детей с церебральным параличом. Туда приезжают команды "Зенита", других клубов. "Локомотив" сейчас активно поддерживает футбол ампутантов, в том числе для ветеранов СВО.
Проект, которым вы особенно гордитесь?
Алексей Смертин: "Стальная воля". Очень долго вынашивал этот проект. Был же Кубок президента, который проводил Союз инвалидов России. Но организовывался он на разных площадках, спортсмены не со всеми типами нарушений были задействованы. И я думал: почему вразнобой, почему нельзя все категории собрать в одном месте и провести такое большое мероприятие. Ведь речь как раз о социализации. Тут играют ампутанты, в трех шагах - ребята с церебральным параличом. Еще пройдешь - девчонки глухонемые рубятся. И все они смотрят, как другие играют, как общаются между собой после матчей. Такая была идея. Матч - хорошо, но он заканчивается, продолжается повседневная жизнь. Идея появилась, а средств на нее не было. Борис Романович Ротенберг был одним из первых меценатов, кто финансово поддержал проект. И в 2021-м мы стартовали. Постепенно появились партнеры. Сейчас РФС проводит "Стальную волю" в три этапа плюс фестиваль, на котором себя могут попробовать новые команды. Больше 700 участников, собранных в одном месте. Это очень много. Вообще у нас много мероприятий. Объединяем людей со всеми семью видами нарушений. Футбол слепых, глухих, ампутантов. Есть трансплант-футбол, турнир для людей с хроническими неинфекционными заболеваниями. ПОДА-футбол на электроколясках полностью взят под крыло РФС. Провели уже Кубок России и чемпионат страны. А этому предшествовала двухлетняя кропотливая работа. Терпеливо изучали опыт в других странах, и нашли компанию под Новосибирском, которая сделала нам первую игровую коляску. Она, правда, стоила баснословных денег, тысяч 700 рублей. Важно отметить, что РФС на эти коляски не тратит ни рубля - меценатские деньги. Сейчас, если покупать несколько колясок - чуть дешевле, тысяч 500 за штуку.
Реабилитация ветеранов СВО - тоже ваша история?
Алексей Смертин: Вместе с Паралимпийским комитетом мы создали "Лигу героев" для тех, кто вернулся с СВО. Им, ребятам, лишившимся конечностей, тяжеловато. Даже если у них был футбольный бэкграунд. Надо понимать, что под опорную ногу нужны два костыля. И разворот-поворот - немного другой футбол. Тем же "бытовикам", ребятам с бытовыми травмами, они уступают. Поэтому сделали отдельную лигу. Футбол сложен для ребят с СВО тем, что нужно делать усилия, полюбить игру, найти в ней себя. Важный момент - психологическая адаптация. В этом им помогает фонд "Защитники Отечества". С ветеранами СВО общаемся очень много. Понимаем, что коммуникация для них сейчас очень важна.
Вы говорили, что важно завлечь человека в футбол. Неужели это так сложно? Вроде бы играть в футбол так естественно…
Алексей Смертин: Многие стесняются. К примеру, одна из наших инициатив "Футбол в коррекционной школе". Как известно, один из крупнейших проектов РФС - "Футбол в школе". Как-то слушал доклад на эту тему и задумался: а почему нам не сделать подпроект для коррекционных школ. И мы сделали. Двигались, как говорил мой отец, "От сложного, к простому". Не привычно от простого к сложному, а наоборот. Начинали с реализации, а спонсоры сами появлялись. А вспомнил я о коррекционных школах потому, что ребята, до участия в нашем проекте и ребята после - разные люди. Через игру, через общение, через какой-то успех они раскрываются. А ведь вовлечь их не так просто.
Как человеку с ограниченными возможностями здоровья попасть к вам?
Алексей Смертин: Уже не один год пытаемся создать онлайн-базу, в которую бы вошли люди с инвалидностью, способные либо имеющие потенциал играть в футбол. Такая база нужна, чтобы дотянуться до всех. В конечном счете, главное - массовость. Футбол для людей с ограниченными возможностями - спорт номер один. Вообще, вовлечь в игру - это лишь часть программы "Футбол равных возможностей", которую реализует РФС. Второе направление - создать условия, чтобы люди с инвалидностью могли ходить на футбол, болеть за сборную. Третий момент - "Путь в футбол" подразумевает возможность обучения тех, кто хочет работать в футболе. В первом выпуске у нас были слабовидящие и ампутанты, несколько человек применение себе уже нашли. Даже УЕФА нашими проектами интересуется. Звонят, спрашивают. По многим направлениям мы на сегодняшний день - лидеры.