Как чувствуют себя самозанятые в Тульской области

Сегодня в Тульской области свыше 100 тысяч самозанятых. Еще в сентябре 2025-го их насчитывалось около 90 тысяч. По данным регионального управления ФНС, с момента введения этого налогового режима в июле 2020 года его участники зарегистрировали доходы на сумму более 48 миллиардов рублей. Средний чек - порядка 1400 рублей, всего таких чеков по оказанию услуг и продаже товаров - более 33 миллионов. Число таких работников растет, но легко ли быть самозанятым?
Если раньше Алексей Гришаев свободно продавал свои изделия, то теперь это чревато нарушением закона.
Если раньше Алексей Гришаев свободно продавал свои изделия, то теперь это чревато нарушением закона. / Архив Алексея Гришаева

Пойти в перевозчики

В каких отраслях их больше всего? Данные налоговой службы и регионального министерства развития предпринимательства и торговли разнятся. Чиновники называют основными направлениями деятельности самозанятых бьюти-индустрию, строительные и ремонтные работы, индустрию развлечений, образование. В налоговом органе фиксируют больше всего самозанятых перевозчиков. Доля бьюти-индустрии и курьеров, по данным УФНС, составляет около двух процентов. Вероятно, это связано с различными методиками подсчетов.

Где им выгоднее работать? Как фиксируют в налоговой службе, больше всего зарабатывают самозанятые перевозчики. Следом идут те, кто занимается маркетингом и рекламой, на третьем месте - продавцы продукции собственного производства. Замыкают топ-список строители и ремонтники. Все эти люди сами организуют свой труд, исходя из годового лимита в размере 2,4 миллиона рублей: в среднем заработок не должен превышать 200 тысяч рублей в месяц.

Региональные госструктуры стараются создать комфортные условия для ведения такого бизнеса. По нацпроекту "Эффективная и конкурентная экономика" совершенствуются прежние и создаются новые меры поддержки. К примеру, самозанятые, занимающиеся производством украшений и бижутерии, народно-художественными промыслами и тематическими сувенирами, могут рассчитывать на помощь в рамках проекта "Сделано в Тульской области". В частности, они участвуют в ярмарках и выставках на безвозмездной основе, а также размещают свою продукцию в Универмаге тульских брендов в историческом центре города. Доступность рынков сбыта для этой категории предпринимателей - зачастую определяющий фактор их заработков.

Сам себе мастер

Алексей Гришаев назвал свою мастерскую "Резные деревяшки". Он вырезает из массива натурального дерева сувениры, игрушки, интерьерные скульптуры, миниатюры и новогодние игрушки. Все сделано ножами и резцами - иногда эту технику называют "чистый рез". Алексей - участник программы "Сделано в Тульской области". Самозанятость он оформил года четыре назад и очень этим доволен. По его словам, для таких, как он, это максимально удобный налоговый режим. Конечно, значительную роль играет сумма налога - от четырех до шести процентов. Не менее важна и минимизация работы с документами, с представлением отчетности: в налоговую чек отправляется автоматически.

Все эти люди сами организуют свой труд, исходя из годового лимита в размере 2,4 миллиона рублей

- Я работаю один. Сам режу, сам занимаюсь рекламой и реализацией своих изделий. При оформлении ИП, какой бы налоговый режим я ни выбрал, надо обращаться за помощью к бухгалтеру, - поясняет Алексей Гришаев. - Бухгалтер на аутсорсинге в Туле за составление минимальной отчетности берет от семи тысяч рублей и выше. Есть банки, которые уверяют, что всю бухгалтерию сделают за вас. Сделают, но если обнаружатся какие-то недочеты, то они ни за что не отвечают. И тогда я плачу штраф. Даже не сам штраф страшен, а блокировка счетов, банку ведь ничего не объяснишь. Если сравнить ИП и самозанятого, то годовой расход ИП в моем случае увеличился бы примерно на 150 тысяч рублей. Плюс затраченное на все эти хлопоты время.

Здоровье дороже?

Болезнь или травма могут лишить самозанятого дохода. В 2026 году стартовал эксперимент по добровольному страхованию самозанятых на случай временной нетрудоспособности. Для участия в нем нужно зарегистрироваться в Социальном фонде, выбрать страховую сумму (35 или 50 тысяч рублей) и уплачивать взносы (3,84 процента от суммы - это максимум 1,9 тысячи). Больничные выплаты можно будет получать через шесть месяцев после начала уплаты взносов. Эксперимент охватывает только больничные, без декретных пособий. Если больничных не было дольше 1,5 года, взнос снизится примерно на 30 процентов.

Программа добровольная, но без участия в ней самозанятые в будущем смогут рассчитывать только на социальную пенсию - а страховая тысяч на 10 больше. Возможность по собственному желанию делать отчисления в Пенсионный фонд была и раньше. В Тульской области число налогоплательщиков, добровольно делающих подобные взносы, увеличивается, сообщили в УФНС.

На вопрос, готов ли он подключиться к добровольному страхованию на случай временной нетрудоспособности, Алексей Гришаев ответить не спешит. Говорит, что это спорный момент. С одной стороны, он чаще всего обращается в платные клиники. В обычной поликлинике сначала надо записаться к терапевту, потом только попадешь на прием к узкому специалисту, а это все время - для человека, который сам себя кормит, фактор существенный. С другой стороны, когда "работал на дядю", больничных вовсе не брал.

- Для тех, у кого большие обороты, добровольные взносы в соцфонд, вероятно, имеют смысл. Но зачем это надо женщине, которая носочки к ярмарке вяжет? - рассуждает Алексей.

Для участницы программы "Мама-предприниматель" Евгении Кузнецовой самозанятость также очень удобна. Она работает в детском саду, а подрабатывает пошивом детской одежды для танцев. Хобби стало хорошей прибавкой к небольшой зарплате. Поскольку у нее есть работа, где больничные оплачивают, делать взносы в соцфонд ей вроде и ни к чему. Но вот по поводу увеличения пенсии она задумывается всерьез.

- Возможно, начну отчислять, - говорит Евгения.

И все же аргумент с увеличением будущей пенсии с помощью добровольных отчислений в соцфонд пока убеждает не всех. Ход рассуждений примерно такой: надо работать, пока есть возможность, и самому откладывать излишки на старость. Считается, что при нынешних процентах по вкладам это выгодно.

Знак тревоги

Сегодня у самозанятых, создающих изделия своими руками, наметилась особая болевая точка под названием "Честный знак".

- С этого года вся ручная работа должна иметь сертификат "Честный знак". Но продукция самозанятых не сертифицируется. На тех, кто оказывает услуги, это никак не отразится. А мастера, получается, не могут сами ничего производить, - сетует Алексей Гришаев. - Есть обходной путь - получить статус ремесленника. В свое время на федеральном уровне этот вопрос поднимался, но нормативной базы до сих пор нет. Зато такой статус может быть принят на региональном уровне. Однако в Тульской области, например, закона о ремесленничестве нет.

Есть и еще один путь - получить звание народного мастера России. Однако это не так просто. Да и зачем это человеку, который плетет корзины или вяжет веники, как это делали его деды? Или женщине, вяжущей салфетки, как бабушка учила? Самозанятые делают игрушки, посуду, украшают изделия знаменитой тульской всечкой (вид декора по дереву. - Прим. ред.). Их работы востребованы, пользуются спросом, не говоря уже о том, что это кусок хлеба. Но, продав свою продукцию без сертификата на ярмарке, они нарушат закон. И как быть с тем же проектом "Сделано в Тульской области"?

- Требование сертифицировать продукцию для крупного бизнеса - это норма. А что делать самым маленьким? - спрашивает Алексей Гришаев. - Говорят: если готов развиваться - укрупняйся. Но ведь не каждый этого хочет! Все очень индивидуально. Надежда на то, что проблему все-таки решат на региональном уровне.