Предпринимательница из КБР не смогла добиться компенсации за испорченное зерно

Предпринимательница Тамара Эржибова обратилась в 16-й Арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре решения, вынесенного в 2021 году, в связи с фактами, установленными в ходе рассмотрения возбужденного в отношении нее уголовного дела, закончившегося вынесением оправдательного приговора. Однако арбитражный суд заявительнице отказал.
Юрий Смитюк/ТАСС

За развитием этой истории журналисты "Российской газеты" наблюдают достаточно давно (первый материл "Зерна и плевелы" вышел в декабре 2024 года), а сама Тамара Анатольевна потратила семь лет, чтобы доказать свою невиновность. Можно только восхититься упорству немолодой женщины (наша героиня отметила 68-летие), сумевшей в непростых обстоятельствах добиться справедливости.

Напомним суть конфликта, породившего правовой беспредел. В 2016 году возглавляемое Эржибовой сельхозпредприятие сдало на переработку на Прохладненское хлебоприемное предприятие (ПХПП) 545 тонн семенной кукурузы. У элитного зерна были все необходимые документы - акт апробации, сертификаты и так далее. Спустя пять месяцев, когда пришла пора забирать прошедшие переработку семена, в мешках с кукурузой с пришитыми к ним ярлыками, указывающими на ее "высокое качество", оказался фураж, непригодный даже на корм скоту, так как зерно было протравлено ядохимикатами.

Руководитель предприятия отказалась его забирать и обратилась в арбитражный суд. Но лишь в 2021 году Арбитражный суд КБР частично удовлетворил поданный иск, постановив компенсировать владелице испорченной кукурузы материальный ущерб в размере 19 миллионов рублей, а также выплатить пять миллионов рублей неустойки. Однако в процессе обжалования 16-й Арбитражный апелляционный суд отменил это решение, а правоохранительные органы проигнорировали заявление Эржибовой о проведении проверки по факту порчи кукурузы. Зато после обращения директора хлебоприемного предприятия Владимира Семенова под уголовное преследование попала сама владелица семян. Ее обвинили в том, что она якобы сдала на переработку заведомо испорченную кукурузу, хотя ее качество неоднократно проверялось самим ПХПП, и претензий не было.

Процесс по уголовному делу в отношении Тамары Эржибовой продолжался два года и закончился оправдательным приговором. Установив все обстоятельства, Прохладненский районный суд пришел к выводу, что на переработку была сдана кукуруза надлежащего качества, а в негодность она пришла из-за неправильного хранения на ПХПП. Оправдательный приговор стал событием для бизнес-сообщества республики. Коллеги Эржибовой восприняли его с воодушевлением и надеждой на то, что под уголовную статью теперь подпадут те, кто сфабриковал это дело. Однако вопреки логике этого не случилось. Более того, предпринимательнице не только не удалось привлечь к ответственности тех, кто в течение нескольких лет занимался подтасовкой доказательств, но и добиться возмещения причиненного ей ущерба.

После того как Верховный суд КБР оставил в силе оправдательный приговор, предпринимательница обратилась в 16-й Арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре решения от 2021 года (отказавшего ей в компенсации понесенного материального ущерба) по вновь открывшимся обстоятельствам. Она была уверена, что на этот раз процесс закончится ее победой. Однако 16 декабря 2025 года ей было отказано в пересмотре вынесенного ранее решения со ссылкой на ранее проведенную экспертизу, признанную в ходе уголовного процесса недопустимым доказательством. По мнению юристов, такой подход противоречит закону.

- Вместо применения установленных приговором фактов как обязательных суд предпринял их повторную оценку, сравнивая выводы приговора со своими же выводами 2021 года. Суд не устранил возникший конфликт судебных актов, а лишь констатировал свое несогласие с приговором, что недопустимо, - считает адвокат Ислам Хачетлов.

А Тамара Эржибова расценивает решение 16-го Арбитражного апелляционного суда как демонстрацию полного неправосудия, где один суд (арбитражный апелляционный) игнорирует решение другого суда (уголовного).

- Это конфликт судебных актов, в котором честный человек оказывается абсолютно бесправным, - говорит она. - Предприятие, дававшее работу людям и производившее ценную продукцию, уничтожено. Прямой ущерб - стоимость 545 тонн элитных семян (свыше 30 миллионов рублей в ценах 2017 года). Упущенная выгода и долги - многомиллионные. Девять лет непрерывного стресса, давление следствия, судов и клеветы привели к инфаркту и другим тяжелым заболеваниям. Обыски, клеймо "мошенницы" в глазах соседей, попытка посадить в колонию в пенсионном возрасте - вот что я пережила, будучи невиновной.

Сейчас она готовится к заседанию Пятого кассационного суда, где ее оппоненты из ПХПП надеются добиться отмены оправдательного приговора. Затем намерена обжаловать в кассационном порядке решение 16-го Арбитражного апелляционного суда. Вот таким долгим и трудным стал ее путь к справедливости. Но останавливаться наша героиня не собирается. Уверяет, что это важно не только для нее, но и для других предпринимателей, которые честно ведут свой бизнес.