
Марк, твои сверстники тоже могут долго просидеть перед компьютером. Но это совсем не то, чем ты занимаешься. Откуда у тебя увлечение ИИ?
Марк Дядченко: У меня тоже с игр все началось. Но мой компьютер был слабый. И мне стало интересно чему-нибудь обучить его. Мама где-то раздобыла самоучитель по программированию, и я написал первые промпты. Они позволяли компьютеру самостоятельно играть в игры. Это еще не ИИ в прямом смысле. Но было общение с машиной, попытка "договориться" с ней, заставить производить некое действие.
А как с ИИ "встретился"?
Марк Дядченко: В какой-то момент, на одном из форумов, впервые услышал про ИИ. Меня очень увлекла эта тема.
Так я наткнулся на платформу, которая представляет собой соцсеть по интересам. И там организуют конкурсы по большим данным, машинному обучению и нейросетям. На них можно попасть на карандаш к специалистам крупных корпораций. Тебя могут взять в команду, которая решает конкретные, узконаправленные задачи. За них заказчики готовы хорошо платить. Например, там я решал задачу, как с помощью ИИ увеличить питательные свойства молока, как узнать победителя матча американской лиги по баскетболу, предсказать время пробуждения ребенка по надетому на него фитнес-браслету. И каждый раз старался даже в провальном результате находить идеи, полезные в будущем.
А так как конкурсов было много, то за три года я продвинулся от мусорных результатов к тому, чтобы решать задачи в числе одного процента лучших участников. С учетом, что на платформе собираются реально самые крутые data-специалисты со всего мира, это очень хороший результат.
Сегодня далеко не все четко понимают, как это работает. Поясни, как ИИ может предсказать результат баскетбольного матча?
Марк Дядченко: В баскетбольном матче есть участники, внешние условия с огромным количеством метрик. Это качество паркета, здоровье игроков, процент попадания в кольцо и даже манера судейства.
Ты должен так донести до нейросети эти данные, чтобы она выдала наиболее точный прогноз - на основе имеющихся в ее распоряжении знаний о тысячах других баскетбольных матчей в истории человечества. В наших конкурсах - чья модель в итоге окажется ближе к итоговому результату, тот и победил.
Ты сказал "ближе всего". Значит, точно предсказать счет нейросеть не может, то есть будущее все-таки не видит?
Марк Дядченко: (смеется) Нет, конечно. Это можно сравнить со скоростью света, к которой стремятся и будут стремиться. Но достижима ли она?
Сейчас модно приписывать нейросетям сверхъестественные свойства, к примеру, что они едва ли не захватят мир. Я не думаю, что это случится, потому что ИИ - все-таки производная от человеческого интеллекта. Возможно, когда-то он и научится "думать". Но пока до этого далеко. Нынешний принцип функционирования нейросетей этого не предполагает. И я не вижу горизонта, за которым такое может произойти.
Марк, тебе 14, а ты уже выиграл столько конкурсов, многого добился. Не хочется расслабиться, погонять в футбол во дворе?
Марк Дядченко: Не так уж многого я и добился. Вот в сборную России по ИИ меня пока не берут. Между прочим, она одна из самых сильных в мире.
А если тебя пригласят на работу иностранные компании? Ведь наверняка они о тебе уже знают.
Марк Дядченко: Наша страна сегодня одна из передовых в плане искусственного интеллекта. Россия, Китай, США, вот, по-моему, и весь список, кто разрабатывает оригинальные модели нейросетей. Во Франции есть, кажется, частная компания, которая ведет свои разработки. Вот и все. Остальные работают со вторичным материалом.
Ну и зачем мне уезжать? Когда у нас такое развитие идет? Еще год-два назад на хакатонах, конкурсах по ИИ заявлялись по несколько участников. А сейчас - их сотни. Команд сотни! Если раньше, чтобы задать вопрос или посоветоваться с каким-нибудь знающим человеком, надо было либо на международный форум идти, либо в московские чаты. А сегодня в моем Ростове-на-Дону есть сообщества, где изучают эту тему и могут профессионально объяснить, подискутировать, поштурмовать задачи и кейсы.
У нас в развитии ИИ очень заинтересовано правительство и президент. Когда VK, Сбер, Яндекс проводят мероприятия по ИИ, государство следит, помогает, отмечает успешных специалистов. Видно, что чиновники, ответственные за эту работу, очень глубоко в теме.
При равных возможностях для развития и интересных задачах за границей я, может быть, и получу там больше денег, хотя не факт. Но точно лишусь радости видеть своих друзей, часто навещать родителей, общаться на родном языке. Для меня это очень много значит.
Справка "РГ"
Марк Дядченко - самый юный призер Data Fusion Contest, серебряный призер хакатона AI ARROW Академии искусственного интеллекта, бронзовый призер хакатона Сбер AI Challenge (трек "Инвестиции"). С 12 лет имеет статус эксперта на престижной международной площадке для соревнований программистов и аналитиков.
Сейчас он готовится к олимпиаде по математике, но не с восьмыми классами, а сразу с одиннадцатыми. Такой у него уровень. Если станет призером, это пропуск в элитный вуз. Марк хочет учиться в Московском физико-техническом институте.