
- Лошади гораздо хуже переносят жару, чем холод, потому что у них несовершенная теплорегуляция, быстрее происходит обезвоживание и появляется риск теплового удара. В жару очень важно следить, чтобы у лошадей было вдоволь воды. Года три назад у меня за лето ушла целая тонна, - говорит автор объявления, эколог и владелец конного двора Петрус Ван дер Вольф.
Он живет в Христофоровке, микрорайоне Южно-Сахалинска, где держит конюшню на девять лошадок. Петрус рассказывает, как много людей откликнулось тогда на его просьбу о вентиляторах, приносили не по одному и отдавали просто так. Впрочем, местные уже давно зовут Петруса на русский лад - Петром Волковым. На острове мужчина живет больше двадцати лет, считай, треть жизни.
Он отлично помнит тот пасмурный осенний день в октябре 2003 года, когда они с женой Лисой впервые приземлились в аэропорту Южно-Сахалинска. Из самых первых впечатлений о Сахалине Петрус сохранил в памяти вкусные блинчики на завтрак в гостинице и шумный местный рынок.
Сахалин случился в его жизни, когда жену пригласили работать экологом в нефтегазовом проекте. Времени на сборы у супругов было в обрез, всего пара месяцев. Из дома они уезжали в командировку на полгода-год, но получилось так, что Лиса вернулась домой, а Петрус остался в России.
Почувствовать себя как дома Петрусу помог зоопарк.
- Буквально через несколько дней после приезда я пришел туда и предложил себя в качестве волонтера. Языка не знал, с директором общались через переводчика. Здесь я встретил людей, которые были со мной на одной волне, почувствовал их радушие и начал понемногу учить русский. Познакомился с менеджером Яной, она немного говорила по-английски и помогала мне. Что не могли выразить словами, рисовали в блокноте или просто объяснялись на пальцах, - вспоминает Петрус.
Чуть позднее он познакомился с туристами-экологами из клуба "Бумеранг" и волонтерами из группы помощи морским животным "Друзья океана".
- Ребята приняли меня как родного. Я поездил с ними по экскурсиям и экспедициям, они показали мне другую сторону Сахалина, помогли его полюбить и испытать себя. В январе 2004 года при минус 25 в палатках тот еще экстрим, - вспоминает Петрус процесс своего осахалинивания.
Петрус родился в городе Ауддорпе, который, кстати, тоже расположен на острове - на Влиланде на юге Голландии. Уклад жизни здесь размеренный, большую часть острова занимает национальный парк, популярный у любителей неспешных пеших и велопрогулок.
- Там много лесов, где живут дикие животные - кабаны, олени. Мне с детства нравилось наблюдать за природой. Отец увлекался фотографией, особенно макросъемкой, а я крутился рядом. Мне было тогда лет шесть, с тех пор очень люблю спокойствие и тишину леса, - рассказывает Петрус.
Позднее он работал в "Экомаре" - музее-океанариуме на острове Тексел. Это центр реабилитации морских животных, где можно увидеть спасенных тюленей, морских свиней и птиц, а также познакомиться с их средой обитания.
- В 1980 году случилась утечка мазута из танкера в море, и я как волонтер помогал ветеринарам спасать птиц и морских животных. Многому тогда научился. Это был хороший опыт, - продолжает Петрус.
Он объездил полмира, трудился орнитологом в Южной Америке - Колумбии, Коста-Рике, потом на Карибах изучал хищных пернатых. Вернулся в Голландию, поработал фотожурналистом. А потом жену Лису пригласили в Россию...

Свою первую лошадь Петрус привел из сахалинского зоопарка, сам построил конюшню и продолжил спасать больных и немощных коней. Кстати, в прошлом году мужчина занял третье место в международном конкурсе "Мой ласковый и нежный зверь" в номинации "В ответе за тех...".
На конюшню уходила почти вся внушительная зарплата экспата. Содержание животных и сейчас удовольствие дорогое, но конюшня приносит и скромный доход от экскурсий, проката животных и продажи навоза дачникам. Каждое утро он разносит по стойлам внушительные охапки сена, ведь две трети суток лошадь ест и пьет до тридцати литров воды. Потом надо почистить стойло, поменять подстилки, насыпать свежих опилок. Старые подстилки он собирает в одном месте: весной все это разберут огородники, урожай с удобренных грядок получается отменный.
Зимой требуется прочистить дорожки на участке, захватив подъезды к дому на центральной улице. Ван дер Вольфу помогают волонтеры. В одну из зим на расчистку снега в Христофоровку приехало тридцать человек, да еще с гостинцами.
А еще заботы ждут собаки, их у Петруса чертова дюжина.
- В детстве мама запрещала держать домашних животных, так я теперь отрываюсь, - шутит он.
Да и вообще в своем доме всегда найдется что подремонтировать, прибить, починить.
- Одно лето недалеко от нашего поселка повадился ходить медведь. Приходилось следить за конюшней еще и ночью, хотя охотоведы успокаивали, что ни разу не слышали, чтобы мишка напал на лошадь. Тайфуны, снега, дожди, мишки - мои лошади не страдают, а мне забота, - рассуждает мужчина.
Он продолжает учить русский, в том числе и по старым советским фильмам, которые очень полюбил. Язык нравится за богатство запаса, позволяющего точно выражать свои мысли. Про соседей говорит так: как себя покажешь, так тебя и примут. Нравится голландцу сахалинская кухня, некий микс из японских, корейских и русских кулинарных традиций.
Тот случай, что занес его на Сахалин, считает счастливым. А еще в свободное время обожает клеить модельки военной техники.
- Когда устаешь быть взрослым, важно иметь возможность снова побыть мальчишкой, - дает Петрус универсальный совет.
В ноябре голландец продлил разрешение на временное проживание в России, а в ближайшем будущем надеется стать полноправным гражданином РФ.